Владимир Шухов

28 августа 1853 года родился инженер и архитектор Владимир Шухов.

 

Личное дело

Владимир Григорьевич Шухов (1853–1939) родился в городе Грайворон Курской губернии, в семье небогатого чиновника. Из-за служебных перемещений отца семья часто переезжала. Много времени в детстве Владимир Шухов провел в Пожидаевке – курском имении своей матери. В 1863 году он поступил в Пятую петербургскую классическую гимназию. После окончания гимназии стал студентом Императорского Московского технического училища (ныне МВТУ имени Н. Э. Баумана). По окончании училища инженер-механик Шухов был направлен на Всемирную выставку в США для ознакомления с последними достижениями техники. После этого Шухов некоторое время работал в управлении Варшавско-Венской железной дороги.

С 1880 года Шухов становится главным конструктором и инженером в фирме «Техническая контора инженера А. В. Бари», с владельцем которой, инженером и предпринимателем Александром Бари, он познакомился еще в США.

Шухов занимался широким спектром проблем, связанных с добычей, транспортировкой и переработкой нефти. Им был спроектирован первый в России нефтепровод Балаханы – Черный Город (Баку) длиной около 11 километров. Затем им были созданы другие нефтепроводы по заказу фирм братьев Нобель, «Лианозов и К°», а также первый в мире мазутопровод с подогревом. Практическая деятельность Шухова сочеталось с теоретической работой, результаты которой он изложил в книге «Трубопроводы и их применение в нефтяной промышленности», где приводились формулы для описания протекания нефти по трубопроводам. Шухов придумал эрлифт – метод подъема нефти из скважин при помощи сжатого воздуха, ряд конструкций нефтяных насосов, разработал технологию строительства нефтяных и газовых хранилищ и первых отечественных судов-танкеров. В 1886 году Шухов создал аппараты для крекинга – непрерывной термической переработки нефти.

В конце XIX – начале XX века Владимир Шухов много занимался конструированием паровой техники и проектированием металлических стропил для зданий различного назначения. В обеих этих областях он добился значительных успехов. На Всемирной выставке в Париже 1900 года паровой котел конструкции Шухова был отмечен Большой золотой медалью. Перекрытия, созданные Шуховым, были использованы во многих зданиях в Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге, Выксе, Майкопе, в Севастопольском и Кронштадском портах. Также он проектировал железнодорожные мосты, доменные, мартеновские и прокатные цехи металлургических заводов, ворота для сухих доков, конструкции платформ под тяжелые артиллерийские орудия.

После 1917 года Александр Бари эмигрировал в США, фирма и завод были национализированы. Однако рабочие завода «Парострой», бывшего завода Бари, избрали Шухова главным инженером, и он проработал на заводе еще 13 лет.

В 1919 – 1922 году Шухов создает знаменитую башню на Шаболовке для радиостанции имени Коминтерна.

Также он участвовал в проектировании мартеновского цеха Кузнецкого металлургического комбината, цехов Челябинского тракторного и Харьковского паровозостроительного заводов, мартеновских цехов Ижевского завода, «Азовстали», Таганрогского, Верхисетского, Пермского металлургических заводов. В 1928 году Владимиру Шухову было присвоено звание Героя Труда.

Умер Владимир Шухов в Москве 2 февраля 1939 года.

 

Чем знаменит

Самым известным творением Владимира Шухова стала Шаболовская радиобашня, которую называют также Шуховской башней. В 1919 году он подготовил первый проект, согласно которому высота башни должна была составить 350 метров. Однако из-за дефицита металла пришлось сократить высоту до 148,3 метра.

Строительство было начато 14 марта 1920 года, а 19 марта 1922 года с Шуховской башни началась трансляция радиопрограмм. Башня состоит из шести секций в форме гиперболоида вращения, сделанных из прямых стальных балок, упирающихся концами в кольцевые основания. Высота каждой секции 25 метров. Элементы башни скреплены заклепками. Строительство велось без лесов и подъемных кранов. Верхние секции по очереди собирались внутри нижней и при помощи блоков и лебедок поднимались друг на друга. Башня считается памятником технической мысли мирового значения.

 

О чем надо знать

 

Владимир Шухов

Башня на Шаболовке – далеко не единственный пример использования Владимиром Шуховым разработанных им сетчатых конструкций. Они были применены им в четырех павильонах Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Позднее они использовались Шуховым неоднократно. Наиболее известные его работы: висячая сетчатая крыша бензиновых резервуаров в Майкопе, корпус завода «Динамо», дебаркадер Брянского (ныне Киевского) вокзала, несущие элементы сводов Верхних торговых рядов (ГУМ), магазина «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), Петровского пассажа, конно-железного парка (Миусский трамвайный парк), ресторана «Метрополь», Московского почтамта.

Теоретические работы Шухова в области строительной механики изложены в книге «Стропила: изыскание рациональных типов прямолинейных строительных ферм и теория арочных ферм» (1897).

 

Прямая речь

«Упрекали: мало написал трудов, статей, мало сделал докладов. Не было времени и сил. До революции работал в условиях жестокой конкуренции технического рынка. После революции все силы отдавал нуждам народного хозяйства. <…> На моем надгробии напишут все, что положено, кроме того, что я немного прославил свою Родину инженерным трудом», — из записных книжек Шухова.

«В годы своей юности Владимир Григорьевич увлекался теоретической механикой и хотел свои выдающиеся способности посвятить изучению небесной механики. Жизнь сложилась так, что ему пришлось работать над механикой земной, но и в эту область рядом с опытными наблюдениями и решением вопросов практики он всегда вносил глубину мысли и тщательность математической обработки», — из объявления Политехнического общества об избрании Шухова почетным членом (1903).

«В 1895 году Шухов подал заявку на получение патента по сетчатым покрытиям в виде оболочек. При этом имелись в виду сетки из полосовой и уголковой стали с ромбовидными ячейками. Из них изготавливались большепролетные легкие висячие покрытия и сетчатые своды. Разработка этих сетчатых покрытий ознаменовала собой создание совершенно нового типа несущей конструкции. Шухов впервые придал висячему покрытию законченную форму пространственной конструкции, которая была вновь использована лишь спустя десятилетия. Даже по сравнению с высокоразвитой к тому времени конструкцией металлических сводов его сетчатые своды, образованные только из одного типа стержневого элемента, представляли собой значительный шаг вперед», — Райнер Грефе, директор Института строительной истории и охраны памятников архитектуры при Университете Инсбрука.

 

13 фактов о Владимире Шухове

    Еще будучи гимназистом Владимир Шухов придумал оригинальное доказательство теоремы Пифагора.
    В Императорском техническом училище Владимир Шухов изобрел новую конструкцию паровой форсунки для сжигания жидкого топлива и изготовил ее опытную модель в мастерских училища. Изобретение было высоко оценено Менделеевым, который даже поместил изображение форсунки Шухова на обложку книги «Основы фабрично-заводской промышленности» (1897).
    В 1877 году Шухов, не прерывая основной работы, два года посещал в качестве вольнослушателя лекции по анатомии, физиологии и медицине в Военно-медицинской академии.
    По проектам Шухова были построены водопроводы в Тамбове (1883), частично в Москве (1911), Воронеже, Киеве, Николаеве (1907), Харькове, других городах и на многих железнодорожных станциях.
    Однажды Шухов победил на чемпионате Москвы по велоспорту.
    Башню в форме гиперболоида Шухов впервые представил на выставке 1896 года в Нижнем Новгороде Ее купил Юрий Нечаев-Мальцов и установил в своем поместье Полибино под Липецком. Это первая в мире башня в виде сетчатой несущей оболочки.
    Шухов разработал первую в стране вращающуюся сцену для Московского Художественного театра.
    Главными увлечениями Владимира Шухова были шахматы и фотография. Он шутил: «Я инженер по специальности, а в душе я фотограф».
    Исследователи творчества Алексея Толстого предполагают, что название «Гиперболоид инженера Гарина» он выбрал из-за популярности слова «гиперболоид» после строительства Шуховской башни в Москве. На самом деле форма аппарата Петра Гарина – не гиперболоид, а параболоид.
    Владимир Шухов принимал участие в выпрямлении в Самарканде минарета медресе Улугбека XV века, накренившегося после землетрясения.
    На единицу высоты башни Шухова было израсходовано в три раза меньше металла, чем на единицу высоты Эйфелевой башни в Париже.
    В последние годы жизни Шухова его помощники тайком предупреждали приходивших к нему по делу посетительниц, чтобы они не задерживались: в присутствии женщин Владимир Григорьевич не считал себя вправе сидеть, а долго стоять ему было уже трудно.
    Гиперболоидные башни были построены во многих городах мира. Рекордную высоту в 600 метров имеет телебашня в городе Гуаньчжоу, сооруженная в 2005-2009 годах.

 

Материалы о Владимире Шухове

Статья о Владимире Шухове в русской Википедии

Елена Шухова «Труды и дни инженера В. Г. Шухова»

Статья о Владимире Шухове в энциклопедии «Кругосвет»

Биография Шухова на сайте Фонда «Шуховская башня»

Воспоминания о Владимире Шухове

Источник: polit.ru