Александр Бестужев-Марлинский

3 ноября 1797 года родился поэт и декабрист Александр Бестужев-Марлинский.

 

Личное дело

Александр Александрович Бестужев (псевдоним – Марлинский, 1797 – 1837) родился в Петербурге, в обедневшей дворянской семье. Его отец издавал вкупе с Иваном Пниным просветительский «Санкт-Петербургский журнальчик» и сочинил «Опыт военного воспитания», в каком предложил программку воспитания юношей из дворянских семей.

До 10 лет Александр Бестужев рос и учился дома. В 1806 году его дали в Горный кадетский корпус, где он увлекся литературой. Не окончив курса, Александр в 1819 году поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры.

С 1818 года публиковал переводы стихотворных и исторических сочинений и критичные статьи. В 1818 – 1822 годах Бестужев выступает как литератор, близкий к карамзинистам и арзамасцам. В то время возникает его псевдоним Марлинский.

Во 2-ой половине 1823 года вступил в Северное общество. Сдружился с Кондратием Рылеевым. Намедни восстания декабристов Рылеев и Бестужев жили в одном доме. С 1823 года начал издавать вкупе с Рылеевым альманах «Полярная звезда».

Опосля поражения восстания декабристов, не дожидаясь ареста, Бестужев явился вечерком последующего денька на главную гауптвахту Зимнего дворца. Был приговорен «по первому уровню» к смертной экзекуции отсечением головы. Потом приговор был заменен каторжными работами сроком на 20 лет с следующим поселением в ссылке. Потом срок каторги был сокращен до пятнадцати лет. Отбыв год заключения в финляндской крепости «Форт Слава», Бестужев был выслан в Якутск.

В феврале 1829 года Бестужеву дозволили служить в армии рядовым – поначалу в Тифлисе в 41-м егерском полку, позже через полгода в Дербентском гарнизонном батальоне. В 1834 году его перевели в действующую часть. Различался храбростью в войне с горцами. Не один раз был представлен к наградам, дававшим право на создание в офицеры, но каждый раз правитель вычеркивал Бестужева из списков награждаемых. Только в 1836 году Бестужеву был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и вышиб штыком». Но в переходе на штатскую службы ему было отказано. 7 июня 1837 года Александр Бестужев был убит в бою с черкесами при посадке десанта у мыса Адлер.

 

Чем известен

До заключения творчество Александра Бестужева, в главном, представляло собой штатскую поэзию. В тюремном заключении, в Якутске и на Кавказе Бестужев уже обращается в большей степени к прозе.

С 1830 года в журнальчиках Москвы и Петербурга выходят под псевдонимом его повести, военные рассказы и кавказские очерки. Так возникли повести «Испытание» (1830), «Вечер на Кавказских водах в 1824 году» (1830), «Лейтенант Белозор» (1831), «Аммалат-Бек» (1832), «Мулла-Нур» (1836). Эти произведения принесли создателю известность. «Всякая новенькая его повесть ожидалась с нетерпением, стремительно переходила из рук в руки, зачитывалась до крайнего листка; книга журнальчика с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надежной приманкой для подписчиков на журнальчики и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и что еще важнее – ими не только лишь все зачитывались, – их заучивали назубок. В 30-х годах Марлинского называли «Пушкиным прозы», гением первого разряда, не имеющим конкурентов в литературе», – докладывает энциклопедия Брокгауза и Евфрона.

Для повестей Бестужева-Марлинского свойственны интереснейшие, острые и захватывающие сюжеты, а изображенный в их мир, что типично для литературы эры романтизма, резко противоборствует ежедневной актуальной непристойности.

 

О чем нужно знать

 

Александр Бестужев

Александр Бестужев не только лишь сам был приверженцем республиканского строя и конструктивным участником Северного общества, участником совещаний, где дискуссировался план выступления, но также и втянул в ряды заговорщиков Каховского, Якубовича, Одоевского и собственных братьев Миши и Павла. Вместе с Рылеевым придумывал по эталону солдатского фольклора.

В приговоре Александра Бестужева говорилось, что он «умышлял на цареубийство и уничтожение императорской фамилии, возбуждал к тому остальных, соглашался также и на лишение свободы императорской фамилии, участвовал в умысле мятежа привлечением товарищей и сочинением вопиющих стихов и песен, лично действовал в бунте и возбуждал к оному нижних чинов».

Находясь в Петропавловской крепости, Бестужев выслал императору послание, где гласил: «…признаюсь вашему величеству, что, если б присоединился к нам Измайловский полк, я бы принял команду и отважился на попытку атаки [Зимнего дворца]». Адресованное Николаю I сочинение понятно под условным заглавием «О историческом ходе свободомыслия в Рф». В нем Бестужев проследил развитие антимонархических мыслях и предпосылки их возникновения в Рф. Он отметил, что вследствие вторжения Наполеона поднявшийся на борьбу «люд российский в первый раз ощутил свою силу», от этого последовало просыпание «во всех сердцах чувства независимости, сначала политической, а потом и народной». Потом были походы российской армии во Францию и сопоставление порядков в данной для нас стране и у себя дома. Отметил Бестужев и рост недовольства во всех слоях российского общества: посреди фермеров, мещан, купечества, дворянства, в войсках.

 

Ровная речь

«Из вопросца, почему у нас много критики, нужно следует иной: «отчего у нас нет гениев и не много талантов литературных?» Предслышу ответ почти всех, что от недочета ободрения! Так, его нет, и слава богу! Ободрение может оперить лишь простые дарования: огнь очага просит хворосту и мехов, чтоб разгореться, – но когда молния просила человеческой помощи, чтоб вспыхнуть и реять в небе! Гомер, нищенствуя, пел свои бессмертные песни; Шекспир под лубочным навесом возвеличил трагедию; Мольер из платы смешил массу; Торквато из безумного дома шагнул в Капитолий; даже Вольтер наилучшую свою поэму написал углем на стенках Бастилии. Гении всех веков и народов, я вызываю вас! Я вижу в бледноты изможденных гонением либо недочетом лиц ваших – рассвет бессмертия! Скорбь есть эмбрион мыслей, уединение – их горнило. Порох на воздухе дает лишь вспышки, но сжатый в железе, он рвется выстрелом и движет и рушит громадины… и тут к свету мы находимся в самом подходящем случае. Почтение либо, по последней мере, внимание к разуму, которое ставило у нас достояние и породу на одну с ним доску, в конце концов, к радости сих крайних пропало. Достояние и связи безраздельно захватили все внимание толпы, – но здесь в проигрыше, естественно, не таланты! Время от времени алчные ласки меценатов балуют перо создателя; время от времени недостает своей решимости вырваться из бисерных сетей света, – но сейчас свет с презрением отторг его дары либо допускает в собственный круг не по другому, как с условием носить на для себя клеймо подобного, радостного ему ничтожества; скрывать искру божества, как пятно, стыдиться доблести, как порока!! Уединение зовет его, душа просит природы; богатое нечерпанное лоно старины и массивного свежайшего языка перед ним расступается: вот стихия поэта, вот колыбель гения!»

А. Бестужев-Марлинский «Взор на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 года»

 

Вдоль Фонтанки-реки

Квартируют полки.

Квартируют полки

Всё гвардейские.

Их и учат, их и мучат,

Ни свет, ни заря,

Что ни свет, ни заря,

Для потехи царя!

Разве нет у их рук,

Чтобы избавиться от мук?

Разве нет штыков

На князьков-сопляков?

Разве нет свинца

На тирана-подлеца?

Да Семеновский полк

Покажет им толк.

Кому вынется, тому реализуется;

А кому реализуется, не минуется.

Слава!

Из «Агитационных песен» Рылеева и Бестужева

 

«Что все-таки может заинтересовывать современного читателя в Марлинском? Не считая растущего желания узнать все самые отдаленные явления российской классики, в Марлинском подкупает прямой, конкретный пафос рыцарского служения правде, красе, даме, беззаветная преданность долгу, чести, доблесть, храбрость. Приключенческая база его экстравагантных сюжетов захватывает нас так же, как и в «3-х мушкетерах» Дюма, показывает всевластие людской воли, бескорыстия, честности. Не считая того, Марлинский в высшей степени морален; он воспитывает ненависть ко ереси, деспотизму, бесстрашие в борьбе с ними – и все это у него примечательно, очень, конкретно, невзирая на некую устарелость, несовершенство художественного воплощения. Он подкупает читателя жаром страсти, сокрушения сил тьмы и насилия во имя торжества светлых начал. Дальнее прошедшее – но оно представляет собой живую духовную ценность для нас».

В. И. Кулешов

 

8 фактов о Александре Бестужеве-Марлинском

    Псевдоним «Марлинский» появился благодаря наименованию дворцового строения Марли в Петергофе, рядом с которым стоял полк Александра Бестужева.
    В качестве псевдонима Бестужев также употреблял инициалы А. М.
    Бестужев был влюблен в дочь генерал-лейтенанта Августина Бетанкура, адъютантом которого некое время служил опосля выхода из кадетского корпуса, но Бетанкур не согласился выдать свою дочь за бедного юного офицера.
    Александр Бестужев трижды стрелялся на дуэлях и был секундантом на дуэли Рылеева с князем Шаховским.
    Посреди критичных работ Бестужева есть смышленый фельетон, написанный от имени «Общества приспособления четких наук к словесности», где а именно говорится о планах «изобрести орудие, вроде астролябии, для измерения плоскостей российской словесности и неизмеримых ее пустырей, пустопорожних мест и тому подобного. Для опыта съемки обязано подвести под тригонометрическую сетку по последней мере один новейший роман» либо «отыскать хим противодействователя (reactif) для моментальной осадки немногих капель мыслей, здравого смысла либо остроты (буде оная случится) из хоть какой престижной поэмы, чтоб критик мог с точностью сказать, находится либо нет достойное чтения в данной для нас влаге, пресыщенной пустословием».
    В 1837 году, находясь в Тифлисе, Бестужев вызнал о погибели Пушкина. Тогда он заказал священнику панихиду по двум убиенным «боляринам» Александрам: Грибоедову и Пушкину.
    Труп Бестужева не был найден при обмене телами убитых, последовавшим на последующий денек опосля боя. В итоге возникли слухи, что по сути он живой и прячется.
    1-ая строка стихотворения Лермонтова «Парус» – «Белеет парус одинокий» – представляет собой цитату из неоконченной поэмы Марлинского «Андрей, князь Переяславский»:

          Но вот ярящимся Дунаем,
          То лицезреем, то снова скрываем,
          Ловец плывет на челноке.
          Белеет парус одинокий,
          Как лебединое крыло,
          И печален путешественник ясноокий;
          У ног колчан, в руке весло.

 

Материалы о Александре Бестужеве-Марлинском

Статья о Александре Бестужеве-Марлинском в российской Википедии

Бестужев-Марлинский в проекте «Хронос»

Произведения в библиотеке Мошкова

Источник: polit.ru