Гиперактивный ребенок или холерик? Рассказывает психолог

Психолог Алина Кушнерева рассказывает, можно ли спутать гиперактивность с особенностями темперамента ребенка. Диагноз «гипер

Психолог Алина Кушнерева рассказывает, можно ли спутать гиперактивность с особенностями темперамента ребенка.

Диагноз «гиперактивность» сейчас ставят все чаще. Однако бывают родители, которые утверждают: «Мой ребенок вовсе не гиперактивен, просто он – холерик!» Так ли это? Можно ли принять за гиперактивность холерический темперамент?

Алина КушнереваПсихолог, психотерапевт, www. akushnierova.wixsite.com

«Сразу же скажу: темпераментов в чистом виде не бывает! А в 2-4 года говорить о том, что ребенок – холерик, непрофессионально. Дело в том, что в таком раннем возрасте темперамент не диагностируется: нет такой методики, которая бы выявила, какой у малыша темперамент.

Есть тесты, которые могут многое рассказать о характере, чертах личности ребенка, но не о темпераменте. И если ваш ребенок слишком подвижен, бывает очень агрессивным, не может сосредоточиться даже для того, чтобы спокойно поесть, стоит обратиться к педиатру или психологу: возможно, у вас растет гиперактивный ребенок».

Почему родители боятся диагноза «гиперактивнсть»?

Родителям крохи не хочется признаваться даже перед самими собой, что у них растет гиперактивный ребенок. Как будто это делает его менее любимым или желанным! Однако гиперактивность – это не приговор, она не означает, что у ребенка инвалидность или повреждения мозга.

Гиперактивность – это небольшие функциональные расстройства нервной системы, которые, при правильном подходе, корректируются. Закрывая глаза на особенности своего крохи, вы тем самым усугубляете проблему.

Детская гиперактивность: ее виды, симптомы и методы лечения

Признаки гиперактивности у детей:

Короткое время сна: даже в первые месяцы жизни кроха спит намного меньше положенного. Сон гиперактивного ребенка очень чуток, малыш долго засыпает.
Повышенная чувствительность. В первый год жизни ребенок очень бурно реагирует на свет, звуки и т.д.
Неусидчивость. К 2-3 годам родители могут заметить, что ребенку тяжело усидеть на месте или сосредоточиться на каком-то одном деле.
Повышенная жестикуляция. Дети с гиперактивностью много и часто машут руками.
Агрессивность. Ребенок может ни с того ни с сего ударить сверстника или наброситься с кулаками на маму.
Частые истерики. Да, истерики свойственны детям, но когда они случаются слишком часто и без всякого видимого повода, стоит насторожиться.
Низкая адаптивность. Ребенок бурно реагирует на смену обстановки, новых людей. Это может быть как положительная, так и отрицательная реакция, но всегда чересчур преувеличенная.
Привязанность к матери. Они требуют постоянного маминого присутствия, устраивают громкие истерики, когда она отлучается. При этом посторонних людей (например, воспитателей в детском саду) такой ребенок попросту игнорирует и не слушается.
Отсутствие сочувствия. Гиперактивному малышу ничего не стоит сильно ударить сверстника. Дело пока идет не о жестокости, о об особенностях гиперактивных детей: они не умеют сочувствовать. Если целенаправленно не развивать у них эмпатию, в будущем ребенок может вырасти в злобного эгоиста.
Не слушается. Прямые инструкции он не выполняет!

Маме нельзя опускать руки!

«Ничего стыдного в том, что у вас растет гиперактивный ребенок, нет, — говорит Алина Кушнерева, — но вам предстоит по-новому научиться общаться со своим ребенком».

Например, нет никакого смысла на него кричать или наказывать: ребенок попросту вас не слышит! Вам надо научиться с ним договариваться при помощи слов.

Если у вашего крохи истерика – не трогайте его, оставьте в покое. Выйдите в другую комнату и подождите, пока он успокоится сам. И только потом ведите воспитательные беседы.

Также не имеет смысла отдавать малыша в садик в надежде, что воспитателям удастся исправить малыша.

Родители гиперактивного малыша часто «спихивают» ребенка воспитателям не от хорошей жизни, — говорит Алина Кушнерева, — у мамы и папы действительно нет сил. Воспитывать гиперактивного ребенка очень тяжело, особенно одиноким мамам. От отчаяния они начинают бить ребенка (что не приносит ничего, кроме возрастания агрессивности), либо отдают в детский сад. А потом делают вид, что не слышат жалоб воспитателей о том, что их чадо опять кого-то побило.

Психолог настаивает: мамам гиперактивного ребенка нужна помощь! Чем раньше мама это осознает, тем легче будет и ее жизнь, и жизнь ее отпрыска. За полгода, по мнению психолога, гиперактивного ребенка можно привести в чувство и социализировать. И после этого можно отдавать в детский коллектив.

Задумайтесь над тем, чтобы взять помощницу-няню, причем ту, которая имеет специальное образование и опыт коррекции гиперактивных детей. Пойдите на консультацию к психологу: он вам подскажет, как лучше общаться и воспитывать вашего малыша.

Нанесите визит педиатру или  невропатологу. Возможно, кроме педагогического воздействия, потребуется пройти курс медикаментозного лечения.

Источник: moirebenok.ua