Умерла Елена Душечкина

21 сентября в Петербурге в возрасте 79 лет умерла литературовед и культуролог Елена Душечкина.

Елена Владимировна Душечкина родилась в Ростове-на-Дону в 1941 году, училась на филологическом факультете ЛГУ и на историко-филологическом факультете Тартуского университета, по окончании которого в 1966 году была принята в аспирантуру на кафедру русской литературы.

Кандидатскую диссертацию «Художественная функция чужой речи в Киевском летописании» Елена Душечкина защитила в 1973 году, написав ее под научным руководством Дмитрия Лихачева.

До конца 1980-х преподавала в Тартуском университете и Таллинском педагогическом институте.

С 1990 года — доцент на кафедре литературы Института культуры имени Н. Крупской в Ленинграде, в 1992 году стала доцентом кафедры истории русской литературы СПбГУ, с 1999 года до последних лет работала профессором этой кафедры. В 1990-х годах как приглашенный профессор преподавала русскую литературу и вела семинары в университетах США, Финляндии, Латвии и Эстонии.

Елена Душечкина читала кармы введения в литературоведение, историю древнерусской литературы и русской литературы XVIII и второй половины XIX века, вела спецсеминары, руководила фольклорными практиками. Входила в редколлегию журнала Elementa: Journal of Slavic Studies and Comparative Cultural Semiotics (США), руководила проектом «Виртуальная лаборатория: Николай Семенович Лесков: Жизнь и творчество», была постоянным участником ежегодного семинара «Лесковский палимпсест».

Автор учебного пособия «Стилистика русской бытовой повести XVII века (Повесть о Фроле Скобееве)» (1986), монографий «Русский святочный рассказ: Становление жанра» (1995), «Русская елка: История. Мифология. Литература» (2002), книги «Светлана; Культурная история имени» (2007) и других работ, а также комментариев к ряду публикаций по истории славяноведения и полному собранию сочинений Лескова.

Полит.ру публиковал исследование Елены Душечкиной «Легенда о человеке, подарившем елку советским детям», в котором предпринята попытка реконструировать сюжет о возобновлении традиции устроения новогодних елок в советской России. Это образец нового способа говорить об истории культуры, где в центре повествования оказывается человек и его повседневность.

Источник: polit.ru