Владимир Якунин

30 июня 1948 года родился Владимир Якунин, бывший президент ОАО «РЖД».

 

Личное дело

Владимир Иванович Якунин (72 года) родился в городе Меленки Владимирской области. Отец был летчиком пограничных войск, мать — бухгалтером. До 14 лет жил в Эстонии, в Пярну, где служил отец. В 1964 году семья переехала в Ленинград. Там Якунин окончил школу (1966) и Ленинградский механический институт (1972) по специальности «инженер-механик». Поначалу работал младшим научным сотрудником Государственного института прикладной химии.

В 1975—1977 годах служил в армии. С 1977 по 1982 годы работал инженером и старшим инженером управления комитета по внешнеэкономическим связям Совмина СССР.

Затем до 1985 года был начальником иностранного отдела Физико-технического института имени Иоффе. В 1985—1991 годах Якунин трудился в США — был вторым, затем первым секретарем постпредства СССР при ООН, состоял в комитете по мирному использованию космоса.

После возвращения на родину в 1991 году познакомился с Владимиром Путиным. По собственному признанию, предложил Смольному «создать на базе закрытого за ненадобностью Дома политпросвещения [КПСС] первый в городе бизнес-центр». «Работавший в городской мэрии Владимир Путин поддержал нашу идею, помог с ее реализацией», — вспоминал Якунин.

Участвовал в создании банка «Россия», вошел в его совет директоров. Кроме того был представителем администрации Петербурга в совете директоров Балтийского морского пароходства, членом совета директоров ЗАО «Европа-Отель».

В 1991 году совместно с Юрием Ковальчуком и Виктором Мячиным основал НПП «Кварк». В 1992 году «Кварк» и фирма «Белестра АГ» из Цюриха учредили совместное предприятие «Бикар». В 1992—1997 годах Якунин был генеральным директором «Бикара». Компания имела лицензию на торговлю, прокат и лизинг технических средств, деятельность, связанную с недвижимостью и другую.

В 1993 году был соучредителем ЗАО «Полупроводниковые приборы», которое позднее вошло в число акционеров банка «Россия».

В ноябре 1996 года был соучредителем дачного кооператива «Озеро» в Ленинградской области. Другими соучредителями выступили: Владимир Путин, Владимир Смирнов (председатель кооператива, в 2000 году стал главным поставщиком продуктов для Управделами президента, в 2002 году стал главой ОАО «Техснабэкспорт» — монополиста в области поставок для атомной промышленности), Юрий Ковальчук (ныне — председатель совета директоров банка «Россия», совладелец «Национальной медиагруппы» — Первый канал, Пятый канал, «Известия», «Русская служба новостей»), Андрей Фурсенко (в 2004—2012 годах — министр образования, с 2012 года — помощник президента России), Сергей Фурсенко (в 2010—2012 годах — президент РФС, ныне глава «Национальной медиагруппы»), Виктор Мячин (в 1999—2004 годах — гендиректор банка «Россия», затем руководитель инвестиционной компании «Аброс»), Николай Шамалов (совладелец банка «Россия»).

В 1997—2000 годах работал в Главном контрольном управлении президента РФ: был начальником Северо-Западной окружной инспекции. С 1997 года этим управлением руководил Путин, с 1998-го — Николай Патрушев.

С начала нулевых работал в Москве. В 2000—2002 годах был замминистра транспорта, отвечал за развитие торгового флота и работу морских портов. Министерство в то время возглавлял Сергей Франк, который знал Якунина по работе в совете директоров Балтийского морского пароходства. Ныне Франк — гендиректор государственной судоходной компании «Совкомфлот» и председатель совета директоров «Объединенной судостроительной корпорации».

В 2001 году Якунин возглавил совет директоров ОАО «Новошип» (Новороссийское морское пароходство — крупнейшая в стране судоходная компания на Черном море), в январе 2002 года был избран председателем совета директоров ОАО «Восточный порт» (Находка Приморского края).

В феврале 2002 года был назначен первым заместителем министра путей сообщения. По данным СМИ, в то время также возглавлял совет директоров «Транскредитбанка».

В 2003 году был утвержден в должности первого вице-президента ОАО «Российские железные дороги», в компании курировал финансово-экономический блок. В 2004 году был избран главой совета директоров ЗАО «Компания «Транстелеком»».

14 июня 2005 года по распоряжению главы правительства Михаила Фрадкова был назначен президентом ОАО «РЖД». В 2008, 2011 и 2014 годах переназначался на новый срок.

После отставки с поста главы РЖД в августе 2015 года занялся общественной и коммерческой деятельностью. Якунин — сооснователь исследовательского института «Диалог цивилизаций», также в апреле 2016 года он зарегистрировал консалтинговую компанию «Бридженс».

Якунин женат на своей однокласснице Наталье. По профессии она инженер, ранее была членом совета директоров ЗАО «Миллениум банк». Затем возглавила благотворительный проект «Святость материнства». У Якуниных двое сыновей.

Старший Андрей живет в Лондоне, потому что, по словам главы РЖД, не хочет, чтобы его детей в школу сопровождала охрана. По словам Якунина-старшего, своей работой сын старается «внести вклад в развитие отношений между Россией и Европой». Младший сын Виктор с середины 2000-х работал в российском офисе трейдинговой компании Gunvor. Живет с семьей в Санкт-Петербурге.

 

Чем знаменит

 

Владимир Якунин

Владимир Якунин в 2005—2015 годах возглавлял ОАО «Российские железные дороги». За десять лет руководства монополией провел организационную реформу, в ходе которой были выделены пригородные пассажирские компании, а также предприятия в сфере ремонта и обслуживания подвижного состава. При этом региональным пассажирским компаниям (пригородным) и Федеральной пассажирской компании («дочка» РЖД) достались лишь вагоны. Услуги локомотивной тяги и диспетчеризации остались за РЖД (в собственности монополии находятся пассажирские и грузопассажирские локомотивы, обслуживающие их депо и локомотиворемонтные заводы, а также пути).

В феврале 2015 года Счетная палата пришла к выводу, что Минтранс и РЖД сорвали сроки структурной реформы на железнодорожном транспорте, на семь лет опоздав с созданием пригородных пассажирских компаний (частично реформа была завершена в 2012 году). При этом в РЖД, согласно результатам проверки палаты, так и не разработали совместных с регионами мер по сокращению убытков пригородных пассажирских компаний.

В августе 2015 года Якунин лишился своего поста.

В декабре 2009 года была открыта скоростная линия Москва — Санкт-Петербург, по которой начали ходить поезда «Сапсан» производства немецкой Siemens. Летом 2010 года открылась скоростная линия между Москвой и Нижним Новгородом на поезде «Сапсан». Маршрут является частью проекта высокоскоростной пассажирской магистрали Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань. В перспективе скоростная линия должна дойти до Екатеринбурга, в более отдаленном будущем — до Пекина.

При этом скорость большинства пассажирских перевозок находится на уровне 1970-х годов (см. ниже выдержку из БСЭ), с тех же времен осталась концепция дешевой и малокомфортной перевозки пассажиров — скамьи для сидения в вагонах электричек и плацкартные вагоны.

 

О чем надо знать

В июле 2013 года оппозиционер Алексей Навальный опубликовал результаты расследования, в котором утверждалось, что у Якунина и его сыновей есть фирмы в офшорах. Речь шла о сети отелей, о компании, владеющей участками в порту в Ленинобласти, курортном комплексе в Геленджике и другой недвижимости. Также говорилось, что доходы главы РЖД не соответствуют его расходам.

С собранными материалами Навальный обратился к президенту Владимиру Путину, премьер-министру Дмитрию Медведеву, а также в Генпрокуратуру и Следственный комитет с требованием публичного расследования деятельности семьи Якунина. Правовых последствий эти обвинения не имели.

Также в 2013 году много писали о «даче Якунина»: «Это несколько десятков гектаров леса под Домодедово, где вырыли собственные озера, построили «небольшой» гараж на 15 автомобилей, отдельный бокс под «Майбах», соорудили полтора километра подземных ходов из основного дома в гараж. Банька сиротская имеется, на 1400 квадратных метров, в доме — полноценный 50-метровый бассейн. Все здания напичканы всевозможной электроникой. Одного только обслуживающего персонала там проживает человек 30, работают они посменно. У каждого зарплата не меньше 40 000 руб. в месяц. Сам хозяин на даче появляется раз в месяц, а то и реже». Больше всего внимание пользователей интернета привлекли шубохранилище и молельная комната в главном здании усадьбы.

 

Прямая речь:

О санкциях, введенных Западом в отношении России (Forbes, май 2015): «Наши оптимисты от политики говорят, что санкции — хорошо. Мы наконец-то поняли, что нам нужно диверсифицировать экономику. А где вы были 25 лет до этого? Ничего хорошего в санкциях, кроме разделения обществ на Запад, Восток, Россию, Европу, нет».

Как вам лично живется под санкциями? (там же): «Неплохо живется. Я уехал из США более 25 лет тому назад, потом дважды по их приглашению там был. Меня даже Канада не санкционировала. Нет повода. Для меня санкции — это проблема формирования экономической модели развития железнодорожного транспорта из-за отсутствия доступа на европейские финансовые рынки».

О плацкартных вагонах («РГ», январь 2015 года): «Рано или поздно плацкартные вагоны должны кануть в Лету. Не я это придумал. Еще в 70-е годы министерство путей сообщения предполагало прекратить эксплуатацию плацкартных вагонов. Потому что коллективный стриптиз на 70 человек едва ли соответствует нашим представлениям о праве личности на безопасность и интимность. Но тогда против выступило министерство обороны. Я же считаю, что сегодня развитие нашего общества уже таково, что раздеваться-одеваться прилюдно только потому, что плацкарта несколько дешевле, чем купе, не совсем правильно».

О переназначении в 2014 году (ТАСС, сентябрь 2014):

ТАСС: Итак, Владимир Иванович, контракт продлен. Осталось понять, почему с задержкой на два месяца?

Якунин: Начнем с того, что все это время я работал, не прерываясь и не останавливаясь. У меня бессрочный трудовой договор, он продлевается автоматически, если не принято иное решение. По уставу компании кандидатура президента РЖД раз в три года утверждается правительством, но точная дата не оговорена. Это могло случиться и в июне, и в августе, здесь нет интриги.

Знаете, какое-то время назад старший сын подарил мне небольшую статуэтку известного французского скульптора: обнаженный мужчина на железнодорожной стрелке. Перед ним два пути — налево и направо. В любой ситуации существует выбор. Мое переназначение подтверждает, что РЖД идут верным курсом.

Статья «Скорость движения поездов» в БСЭ (третье издание, 1969—1978): «В СССР по условиям безопасности движения скорость движения груженых поездов ограничена 90 км/ч, порожняковых составов — 100, пассажирских поездов — 120-140; на линии Ленинград — Москва — 160-200 км/ч. Техническая — средняя скорость движения поезда с учетом времени на разгон и замедление движения, связанного с остановками… В СССР средняя техническая скорость движения поездов 47-50 км/ч, средняя участковая грузовых поездов 34-35 км/ч».

 

14 фактов о Владимире Якунине:

    Своей родиной считает Санкт-Петербург.
    Познакомился с будущей супругой в поезде Ленинград — Таллин, а предложение сделал в электричке.
    Имеет персональный вагон, в котором есть большой стол для совещаний, купе с кроватью, а также душ.
    По собственному признанию, за 10 лет работы в РЖД лишь в 2014 году впервые отдохнул в ведомственном санатории (санаторий «Мыс Видный», отдых длился 10 дней).
    Во время Открытого разговора с коллективом РЖД в 2014 году сообщил, что увлекается собаководством. Среди других хобби — охота.
    6 марта 2014 года США ввели против Якунина и ряда других российских чиновников санкции из-за «нарушения суверенитета и территориальной целостности Украины». В Европе санкции против Якунина вводить не стали — президент РЖД имеет восемь высших наград европейских государств (среди них — французский орден Почетного легиона, испанский орден Гражданских заслуг, почетный знак «За заслуги перед Австрийской республикой», орден «За заслуги перед Итальянской республикой»).
    В июле 2009 года переименовал Ленинградский вокзал в Николаевский, пропагандируя «историзм и преемственность», однако уже через четыре часа приказ был назван «технической накладкой» и отменен — вокзал остался Ленинградским.
    Обладатель российских государственных наград, в числе которых медаль «За боевые заслуги» (некоторые СМИ предполагали, что Якунин был кадровым офицером советской разведки во время работы в ООН), орден Почета (2006) и орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (2006). Также имеет ряд наград Русской православной церкви.
    19 июня 2013 года российские информагентства опубликовали «молнию» об отставке Якунина. Якобы премьер Медведев назначил главой РЖД Александра Мишарина. В тот же день новость была опровергнута. Позднее в «Лаборатории Касперского» заявили, что за вбросом стояли хакеры. Сам Якунин рассказал, что во время появления сообщения об отставке был в компании президента Путина и ел глухаря.
    В августе 2014 года в своем блоге отказался публично обнародовать информацию о доходах, отметив, что как глава госкомпании подает «данные о своих доходах в налоговую инспекцию и в правительство». «Спрашивать про зарплату у коллеги или соседа везде считается неприличным. Кроме всего прочего, это несет определенную угрозу членам моей семьи», — привел аргумент Якунин. В январе 2015 года допустил, что может уйти в отставку, чтобы не раскрывать свои доходы: «Моя позиция [требование опубликовать данные о доходах] — это неправомерное вмешательство в мою личную жизнь, в мою информацию. Есть два варианта — либо я подчиняюсь, либо говорю, что меня это не устраивает, пишу заявление и ухожу в частный бизнес». В итоге в мае 2015 года признался, что зарабатывает 4 — 5,5 миллиона рублей в месяц.
    В 2007 году РЖД начали ребрендинг: вагоны и локомотивы с той поры из темно-зеленых стали серо-красными, также сменился логотип — место железнодорожного колеса с крыльями заняла аббревиатура РЖД, выполненная специальным шрифтом красного цвета.
    Владимир Якунин занимается общественной и научной работой. Он председатель попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного. Кроме того, глава РЖД является научным руководителем и председателем попечительского совета Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при ООН РАН.
    Имеет чин действительного госсоветника первого класса.
    Член попечительского совета Театра имени Товстоногова.

 

Материалы о Владимире Якунине:

Биография «Ленты.ру»

Биографическая справка РИА Новости

Статья о Владимире Якунине в Википедии

Источник: polit.ru