Василий Верещагин

26 (14) октября 1842 года родился живописец Василий Верещагин.

Личное дело

Василий Васильевич Верещагин (1842 – 1904) родился в Череповце, в дворянской семье. Получив изначальное образование дома, был отдан родителями в Александровский молодой кадетский корпус. Обучался усердно и в 1853 году был переведен в Петербургский морской кадетский корпус. Во время учебных плаваний на фрегате «Камчатка» и остальных кораблях Верещагин посетил Данию, Францию и Великобританию. Учебу он окончил с различием (был первым посреди собственного курса), но здесь же подал прошение о отставке, наотрез отказавшись от карьеры морского офицера. Еще кадетом Василий Верещагин начал посещать занятия в Рисовальной школе петербургского Общества поощрения художеств. Живопись его увлекла, а педагоги отметили его дарование. В итоге парень избрал профессию художника.

Отец был разгневан сиим поступком и отказался помогать отпрыску средствами. Но юношу не испугали трудности. В 1860 году он поступил в Академию художеств, где работал под управлением А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана. В 1863 году получил малую серебряную медаль за картину «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом» и похвалу академии за композицию. Но скоро он уничтожил картину и покинул Академию. Живописец отправился на Кавказ, чтоб «на свободе и просторе на увлекательных предметах обучаться». Сделал много рисунков с изображениями народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.

Василий Васильевич решил углубить свое художественное образование и отправился в Парижскую академию художеств, где занимался в мастерской Жана Жерома. В 1867 году по приглашению туркестанского генерал-губернатора Кауфмана Верещагин движется в Туркестан, где повсевременно происходят военные деяния. Приехав в Самарканд опосля взятия его русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин получил боевое крещение, выдержав с горстью российских воинов томную осаду этого городка войсками бухарского эмира. За проявленную при обороне храбрость он был удостоен Военного ордена Святого Жору четвертой степени.

Возвратившись в Петербург, Верещагин принял роль в академической «Туркестанской выставке». Кроме его картин и рисунков там были представлены зоологическая и геологическая коллекции, собранные в Туркестане русскими учеными. Чтоб окончить «Туркестанскую серию», Верещагин вновь решил отправиться в Среднюю Азию. В летнюю пору 1869 года он путешествовал по Семиреченскому краю и вдоль границы с Китаем, участвовал в военной вылазке в Кульджинское ханство. С китайской границы возвратился в Ташкент и уехал в Петербург в конце 1870 года. Из 2-ой поездки живописец привез приблизительно 70 рисунков и выше 80 этюдов маслом.

Не задерживаясь в Петербурге, Верещагин направляется в Мюнхен, где в течение 3-х лет (1871-1873) напряженно работает над картинами «Туркестанской серии», которые позже сделают его известным. Кроме картин, посвященных войне, Верещагин сделал целый ряд жанровых полотен: «Обеспеченный киргизский охотник с орлом», «Продажа ребенка-невольника», «Самаркандский зиндан (подземная кутузка)», «Опиумоеды», «Нищие в Самарканде», «Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на рынок ссорятся», «Узбекская дама в Ташкенте». Самым известным из этих произведений стала картина «Двери Тамерлана».

1-ая выставка картин «Туркестанской серии» свершилась в Лондоне, в Хрустальном дворце. В весеннюю пору 1874 года Верещагин устроил выставку в Петербурге. Желая создать ее доступной, живописец установил бесплатный вход на выставку в течение нескольких дней в недельку. Каталог экспозиции стоил 5 копеек. Экспозиция снова имела большой фуррор, вызвала оживленные отклики, в Петербурге было продано 30 тыщ каталогов. И. H. Крамской писал о выставке: «Все вещи высочайшего художественного уровня. Я не понимаю, есть ли в истинное время живописец, ему равный не только лишь у нас, да и за границей. Это нечто необычное». Правительство не сделалось брать картины Верещагина, но практически всю коллекцию купил Третьяков.

Не дожидаясь окончания выставки, живописец уехал в Индию, где провел два года, посетив также Тибет. Посреди его индийских работ: «Буддийский храм в Дарджилинге», «Ледник на дороге из Кашмира в Ладак», «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Гробница шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри», «Моти Масджид («Жемчужная мечеть») в Агре». Верещагин замыслил большенный цикл картин, посвященный истории захвата Индии англичанами. Но он успел окончить только несколько картин, к примеру, «Процессию британских и туземных властей в Джейпуре».

В конце марта — начале апреля 1876 года Верещагин возвратился в Париж, где устроил свою мастерскую. Получив весть о начале русско-турецкой войны, он немедля отправился на фронт. Верещагина причислили к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом вольного передвижения по войскам, но без казенного содержания.

Верещагин не ограничивается наблюдениями из Главной квартиры, да и совершает с войсками поход до Дуная, а потом совместно с товарищем своим по курсу Морского кадетского корпуса лейтенантом Н. Л. Скрыдловым участвует на лодке «Шуточка» в атаке на турецкий монитор. Оправившись от раны, приобретенной в этом деле, Верещагин поторопился к Плевне, которую тогда атаковали российские войска, оттуда со Скобелевым – к Шипке и с отрядом генерала Струкова – в  к Андрианополю. Опосля окончания боевых действий Верещагин, отказавшись от золотой шпаги, которой его желало вознаградить командование, уезжает в Париж работать на картинами. В 1880 и 1883 годах эта серия была выставлена в Петербурге.

 В 1882-1883 годах он опять путешествовал по Индии, потому что материалы, собранные в итоге первой поездки, показались ему недостающими. Потом живописец продолжил жить в Париже, временами отправляясь в путешествия. В 1884 году он поехал в Сирию и Палестину. Так возникает «Палестинская серия», состоящая как из этюдов и картин этнографического нрава («Стенка Соломона», «В Иерусалиме. Королевские гробницы»), так и из картин на евангельские сюжеты («Святое Семейство», «Воскресение Христово»).

В предстоящем Верещагин сделал еще ряд поездок. В 1888 – 1889 и 1902 годах он побывал в США, в 1901 – на Филиппинах, в 1902 – на Кубе.

В 1890 – 1891 годах живописец возвратился в Россию. На окраине Москвы он выстроил дом с мастерской и поселился в нем. Много путешествовал по стране. С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Российскей войне 1812 года.

В 1903 году, благодаря содействию барона Розена, русского посла в Стране восходящего солнца, Верещагину удалось побывать в данной для нас стране. Он сделал много зарисовок местных достопримечательностей, памятников архитектуры, пейзажей, портретов. Но дела меж Россией и Японией накалялись, и посольские бюрократы рекомендовали Верещагину покинуть страну. О нападении японцев на Порт-Артур он вызнал уже в дороге. Добравшись до столицы, Верещагин поторопился получить разрешение на поездку в действующую армию. В Порт-Артуре он посещал оборонительные позиции, выходил в море на сторожевых кораблях и делал наброски к будущим картинам.

Василий Верещагин умер 31 марта 1904 года. Он совместно с адмиралом Макаровым находился на мостике броненосца «Петропавловск», когда тот, выйдя на наружный рейд Порт-Артура, подорвался на мине и затонул.

 

Чем известен

 

Василий Верещагин

Самую большую известность художнику принесли картины, изображающие войну. Большая часть из их относится к трем серия, посвященным военным действиям в Средней Азии, русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов и российскей войне 1812 года. О работах Верещагина писали: «Нет в его картинах ни победно шумящих знамен, ни сверкающих штыков, ни сверкающих эскадронов, несущихся на горящие огнем батареи, не видно праздничных шествий, поднесения трофеев, ключей и пр. Вся та парадная, интересная обстановка, которую население земли измыслило для прикрытия пагубнейшего из собственных деяний, чужда кисти г. Верещагина; перед вами нагая реальность». Но официальным военным кругам такое изображение войны приглянуться не могло. Опосля первой, «туркестанской», выставки правитель лично высказал свое неудовольствие картиной «Позабытый». Художника винили в непатриотичности и «оклеветании российской армии». Цензура воспретила издание репродукций картин Верещагина. Тяжело переживая несправедливые обвинения, Верещагин в состоянии нервного припадка уничтожил три картины: «Позабытый», «У крепостной стенки. Вошли!», «Окружили – преследуют…». 

История повторилась опосля русско-турецкой войны. Художника винили в том, что он типо выражает в собственных произведениях «турецкую точку зрения», соболезнует турецкой армии, специально дискредитирует российское войско. Высказывались предложения лишить художника георгиевского креста. Полемика вокруг картин Верещагина шла не только лишь в печати, они интенсивно дискуссировались в домах, в клубах, в театрах во время антрактов и даже прямо на улицах. Его картины воздействовали на зарождавшееся международное антимилитаристическое движение.

Верещагин нередко соединял воединыжды свои картины в серии, имеющие законченный сюжет. Одна из серий, посвященная обороне Самарканда состояла из картин: «У крепостной стенки. Пусть войдут!», «У крепостной стенки. Вошли!», «Смертельно раненный» и «Позабытый». Оборона Шипки представлена циклом: «Землянки на Шипке», «Батареи на Шипке», «На Шипке все расслабленно», «Шипка-Шейново». Посреди картин о войне 1812 года выделяются циклы о пребывании французской армии в Москве, бегстве французов из Рф, партизанской войне.

 

О чем нужно знать

Обратные оценки творчества Верещанина высказывались и опосля погибели художника. Невысоко оценивал его талант Александр Бенуа, который писал: «Очевидно, картины Верещагина обозначали шаг вперед в смысле солнца, света и воздуха, но обозначали, быстрее, некий научный, а не художественный шаг вперед. Так же буквально успехи яркой фото недозволено было бы дискуссировать в истории живописи. Верещагин, как исследователь, ученый, этнограф, путник, репортер, имеет огромное значение. Но так же, как недозволено именовать Ливингстона либо Пржевальского поэтами, хотя бы их описания могли быть изготовлены с величайшей точностью, так буквально и Верещагина недозволено считать настоящим художником за то, что он выглядел с огромным трудом и упорством, под всеми широтами света наиболее верные, нежели у собственных предшественников, краски. Из обозрения его картин видно, что эти открытые им новейшие краски не веселили его собственной красотой, не восхищали его, что он постоянно и везде оставался этим же прохладным исследователем, если чем любующимся, то лишь самим собой, своим усердием, собственной неустрашимостью и неутомимостью. Недозволено даже сказать, что его этюды Индии и Средней Азии, весьма верные и четкие, калоритные и светлые, имели бы воздействие на развитие российской пейзажной живописи. Для этого они были очень чужды реальным художникам, они были для их настолько же назидательны, как анатомические атласы, гербарии либо фото. В их отсутствуют нерв, трепет, экстаз: это сухие географические и этнографические документы. Так же буквально и батальные картины Верещагина. Они трагичны тем, что в их поведано, но не тем, как это поведано. Награда Верещагина перед населением земли, как повествователя, весьма верного и смышленого, чуткого и сведущего о таком принципиальном деле, как война, громадна, но награда этого храброго, до безумия смелого репортера, этого прохладного, бездушного и бессердечного протоколиста, никогда не проникавшего в самую глубь явлений и даже не подозревавшего о существовании таковой глубины, награда его перед искусством, стремящимся как раз отыскать в таинственной значительности форм разгадку высших загадок, приравнивается нулю. Верещагин не был никогда художником, но вся его неутомимая, бескорыстная, беззаветно преданная науке и «видимой правде» личность не лишена известной грандиозности и принадлежит к самому значительному и достойному, что в этом роде отдала Наша родина».

 

Ровная речь

«Я всю жизнь обожал солнце и желал писать солнце. И опосля того, как пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово, я обрадовался, что вновь могу предназначить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня».

«Передо мною, как перед художником, война, и я ее бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, результативны ли мои удары – это иной вопросец, вопросец моего таланта, но я бью с размаху и без пощады».

«Одни распространяют идею мира своим интересным словом, остальные выставляют в ее защиту различные аргументы — религиозные, политические, экономические, а я проповедую то же средством красок».

«Выполнить цель, которой я задался – отдать обществу картину истинной настоящей войны недозволено, смотря на схватка в бинокль из красивого далека, а необходимо самому все прочуять и сделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, заболевания, раны. Необходимо не страшиться жертвовать собственной кровью, своим мясом, по другому картины мои будут не то».

В. В. Верещагин

Плачь и молись, отчизна-мать!

Молись! Стенания деток,

Погибших за тебя посреди глухих степей,

Вспомянyтся чрез много лет,

В денек суровых бед…

Всеволод Гаршин «На первой выставке картин Верещагина»

«Весь мир содрогнулся при вести о катастрофической смерти В. Верещагина, и друзья мира с сердечной болью молвят: «ушел в могилу один из самых жарких поборников идеи мира». Макарова оплакивает вся Наша родина; Верещагина оплакивает весь мир».           Санкт-Петербургские ведомости, 1904. № 94. 8 апреля.

«Мы, пацифисты, с глубочайшей скорбью оплакиваем погибель дружелюбного художника Верещагина. Так же, как и Толстой, который ведет пропаганду мира силой слова, наш Верещагин кистью старался показать людям, что война – самая страшная, самая несуразная вещь на свете. <…> И когда разразилась японо-русская война, конкретно с данной для нас целью он направился на поле брани. Он был гостем адмирала Макарова на флагманском корабле, и здесь его нежданно достигнула неудача. Но как величава его погибель! Он не находил военных наград, он желал показать людям трагедию и тупость войны, и сам пал ее жертвой. Он пожертвовал собственной жизнью ради призвания».   Кайдзан Накадзато, японский писатель, статья в газете «Хэймин симбун».

 

10 фактов о Василии Верещагине

    Во Франции Верещагин познакомился с художником-баталистом Мейссонье. Тот говорил о работе над картиной «Наполеон в 1814 году». Живописец, чтоб писать с натуры разбитую войной дорогу, покрыл специальную платформу слоем глины, пару раз провез по ней бутафорскую пушку на колесах, подковой сделал следы лошадиных ног, посыпал все мукой и солью, чтоб сделать воспоминание блестящего снега. «Как вы решаете такие задачи, мсье Верещагин?» – задал вопрос он. «У меня нет таковых заморочек, – дал ответ Верещагин. – У нас в Рф в мирное время довольно выехать на всякую дорогу, и она окажется изрытой и непроезжей как опосля битвы».
    Автор Модест Мусоргский сочинил балладу «Позабытый» на тему одной из картин Верещагина.
    В 1874 году Императорская академия художеств присвоила Верещагину звание доктора. В ответ он прислал редактору газеты «Глас» из Бомбея письмо: «Прошу отдать пространство в вашей почетаемой газете двум строчкам моего за сим последующего заявления: Известясь о том, что императорская Академия художеств произвела меня в доктора, я, считая все чины и отличия в искусстве непременно вредными, начисто отказываюсь от этого звания. В. Верещагин». Опосля этого он был исключен из Академии художеств.
    Герой романа Драйзера «Гений» живописец Юджин испытал мощное воздействие Верещагина. «Во всей его предстоящей жизни имя Верещагина продолжало служить большущим стимулом для его воображения. Если стоит быть художником, то лишь таковым».
    Фельдмаршал Мольтке, побывав на выставке картин Верещагина в Берлине в 1882 году, дал приказ, воспрещающий чинам германской армии посещать эту выставку. Такое же воспрещение было отдано австрийским военным министром, отклонившим предложение Верещагина предоставить чинам гарнизона бесплатный доступ на выставку картин в Вене в 1881 году.
    Некаконичность в изображении евангельских сюжетов на картинах «Палестинской серии»  вызвала возмущение церковной церкви. Представители духовенства выступили в прессе с критикой Верещанина, а один монах на венской выставке облил его картины кислотой.
    В 1884 – 1885 годах Верещагин работал над «Трилогией казней», в какой он желал выразить свое осуждение смертной экзекуции. В трилогию вошли «Распятие на кресте во время владычества римлян», «Казнь заговорщиков в Рф» и «Угнетение индийского восстания британцами».
    В. В. Верещагин написал около 20 книжек: «Очерки путешествия в Гималаи», «На Северной Двине. По древесным церквам», «Духоборы и молокане в Закавказье», «На войне в Азии и Европе», «Литератор», статьи «Реализм» и «О прогрессе в искусстве».
    Одна из сцен кинофильма «Турецкий гамбит», действие которого происходит во время русско-турецкой войны, воспроизводит картину Верещагина «Побежденные. Панихида по убитым».
    Старший брат художника Николай Верещагин, устроитель первых российских сыроварных и маслодельных артелей, прославился как создатель «вологодского масла».

 

Материалы о Василии Верещагине

Статья о Василии Верещагине в Википедии

Веб-сайт, посвященный художнику

Василий Верещагин (материалы и публикации)

Произведения Верещагина в «Библиотеке Мошкова»

Кудря А. И. Верещагин

Кожевникова И. Верещагин и Япония//Задачи Далекого Востока. – 1987. – №1

Жизнь и погибель Василия Верещагина

Источник: polit.ru