Союзмолоко оценило затраты на маркировку продукции в 96,5 млрд рублей

Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) оценил затраты предприятий на введение маркировки молочной продукции в первый год в 61,3 млрд рублей, а ежегодные затраты отрасли составят 35,2 млрд рублей, передает ТАСС.

С 15 июля 2019 года в России стартовал эксперимент по маркировке молочной продукции, который планировалось продлить до 29 февраля 2020 года. Маркироваться должны молоко, сливки, сухое молоко, кисломолочные продукты, молочная сыворотка, творог, сыры, сливочное масло и другие продукты. В эксперименте участвуют производители и импортеры отдельных видов продукции, представители сферы питания и организаторы розничной и оптовой торговли. 

Согласно действующему постановлению начало обязательной маркировки молочной продукции назначено на 1 июня 2020 года.

10 февраля Минпромторг предложил ввести с 1 июня 2020 года переходный период по маркировке части молочной продукции и установить новые сроки начала обязательной маркировки: с 1 декабря 2020 года — для продукции со сроком годности свыше 1 года, а с 1 марта 2021 года — для продукции со сроком годности менее одного года. При этом оборот немаркированных остатков продукции может быть разрешен до окончания срока годности.

Также Минпромторг предложил не маркировать товары весом до 30 граммов, а для продукции стоимостью ниже 30 рублей коды маркировки выдавать бесплатно.

По словам генерального директора Союзмолока Артема Белова, представители Союзмолока убеждены в том, что введение маркировки вообще нецелесообразно, так как уже работает система электронной ветеринарной сертификации, а доля контрафактной продукции составляет менее 1%. Также он отметил, что новые сроки внедрения маркировки не были заранее обсуждены с отраслевым сообществом.

По данным Белова, в странах ЕАЭС при изменении требований к обязательной маркировке участникам рынка предоставляется переходный период 24 месяца. «Кроме того, сроки введения снова предлагаются до проведения оценки целесообразности введения обязательной цифровой маркировки для молочной продукции. Именно после ее проведения можно было реально оценивать необходимость внедрения системы и установить, что выгода от маркировки действительно превышает издержки», — считает Белов.

Представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), который является оператором системы маркировки в РФ, не согласен с оценкой затрат по маркировке молочной продукции. Он сообщил, что доля фальсификата, контрафакта и нелегальной продукции в молочной отрасли составляет от 17% до 24%. При этом система электронной ветеринарной сертификации не прослеживает готовую молочную продукцию и не позволяет проследить продукт обратно от полки магазина до сырья.

В список подлежащих маркировке товаров входят табак, духи, обувь, шины и пневматические покрышки, фотокамеры, лампы-вспышки и некоторые изделия легкой промышленности. С 2020 года обязательной маркировке будут подлежать лекарства. С 2024 года в России должна заработать единая система маркировки товаров.

Для маркировки используется двухмерный код в формате Data Matrix, который наносится непосредственно на упаковку товара или товарный ярлык и содержит данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска.

Источник: polit.ru