Игорь Спасский

2 августа 1926 года родился Игорь Спасский, генеральный конструктор подлодок, экс-глава ЦКБ «Рубин».

 

Личное дело

Игорь Дмитриевич Спасский (94 года) родился в подмосковном Ногинске в семье военного. «Я в детстве был очень стеснительным мальчиком — ужас, — вспоминал он впоследствии. — В магазин стеснялся сходить. Отец, кадровый военный, мне сказал: «Так из тебя человека не получится. Тебя надо на военную службу». И как раз перед войной в Москве открылась военно-морская спецшкола, туда после восьмого класса меня и определили».

После школы поступил в Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского. Окончив его в 1949 году, некоторое время служил на строящемся крейсере «Фрунзе» Черноморского флота, затем был направлен в КБ по созданию подводных лодок. «Пошел на факультет, который готовит надводников. Какая-то детская дикость была: дескать, за родину погибать надо под солнышком, не под водой. Но в жизни все дело случая. Когда я после учебы служил на крейсере, меня направили в конструкторское бюро в Ленинград. Я приезжаю, и главный инженер мне говорит: «Вы будете проектировать подводные лодки». — «Какие подводные лодки? Я же надводник!» Но делать нечего. Я вник в это дело, стал что-то генерировать — меня присмотрели, выдвинули. Я быстро пошел по ступенькам: главным инженером стал лет за двенадцать», — рассказывал Спасский.

С 1953 года работал в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ морской техники «Рубин»). Участвовал в проектировании атомных подводных ракетоносцев первого и второго поколений. В 1956 году стал заместителем главного инженера, в 1968 — главным инженером, в 1974 году — руководителем Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» (с 1983 года глава бюро стал называться генеральным конструктором).

Также опубликовал ряд научных работ по теории строительства и устройства подлодок. В 1973 году стал кандидатом, в 1978 году — доктором технических наук, в 1984 году — был избран профессором и членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1987 году — действительным членом АН СССР.

С началом перестройки и с последующим распадом СССР резко снизился госзаказ на новые АПЛ. «Рубин» под руководством Спасского стал параллельно заниматься гражданскими проектами, среди которых выделялись разработка и постройка платформ для добычи нефти у острова Сахалин, в Охотском море и вблизи побережья Южной Кореи.

Другим важным проектом стал плавучий космодром «Морской старт», созданный из переделанной нефтяной платформы. Также Спасский руководил и небольшими проектами, приносившими КБ деньги, например, модернизацией городских трамваев. В 2006 году он так описывал сферу деятельности ЦКБ: «Сейчас кроме подводных лодок мы вынуждены заниматься бог знает чем: и платформами для арктических районов, и скоростными поездами. Но это все-таки техника. А пришлось и в совершенно непрофильной области работать: мы создали прекрасный бизнес-центр на Невском, недавно торгово-развлекательный комплекс «Планета Нептун» сделали. Это все тоже очень интересно, хотя и сложно».

В 2007 году отошел от управления «Рубином», оставшись в ЦКБ научным руководителем.

Игорь Спасский женат на коренной петербурженке Людмиле Петровне. У пары есть сын и дочь.

 

Чем знаменит

Знаменитый конструктор советских и российских атомных и дизельных подводных лодок. По его проектам было построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных подлодки), которые составили ядро отечественного подводного флота. Это, в частности:

— атомные подводные крейсеры стратегического назначения проектов 667БДР «Кальмар», 941 «Акула», 667БДРМ «Дельфин»,

— атомные подводные ракетные крейсеры проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей».

Под руководством изобретателя было создано целое семейство малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подлодок, которые пользуются спросом на мировом рынке.

Во главе со Спасским узкоспециализированное ЦКБ «Рубин» стало головной организацией «Объединенной судостроительной корпорации» по проектированию платформ для освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе.

 

О чем надо знать

 

Игорь Спасский

ЦКБ «Рубин» разработало АПЛ «Курск», затонувшую из-за взрыва торпеды 12 августа 2000 года. Бóльшая часть экипажа погибла во время взрыва, выжившие моряки пытались спастись в хвостовом отсеке корабля, однако к тому моменту, когда спасатели добрались до отсека, моряки уже были мертвы.

Во время спасательной операции генеральный конструктор Спасский был консультантом, некоторые журналисты обвиняли его в неэффективном спасении экипажа.

По проекту ЦКБ «Рубин» часть подлодки была поднята на поверхность. Рубка АПЛ «Курск» превратилась в памятник погибшим подводникам в Мурманске.

«Раны еще свежи, — рассказывал Спасский в 2011 году. — Вспоминая дни, которые больно ударили по нашему народу, по морякам, по создателям корабля, с глубоким уважением начинаешь относиться к международному сообществу, которое в столь сложный период нашло оптимальное решение гигантской задачи — выдернуть из пучины уникальную подводную лодку, одну из лучших в России…

Эта операция открыла нам глаза на новые технологии. Надо осваивать шельф и под это создавать технику, которая органично вписывается в проведение аварийно-спасательных работ на море, совмещая надёжность и экономическую оптимальность…

После аварии на «Комсомольце» мы столько «накрутили» вещей! Вдоль всей подводной лодки протянута «трубочка». В каждом отсеке от нее сделано ответвление с персональным шлангом и клапаном: случись что — человек имеет возможность подключиться и дышать. На «Курске» был такой удар, что люди не смогли воспользоваться этой системой. <…> Но самые страшные аварии случаются неожиданно, хотя мы анализируем до сотни классических чрезвычайных ситуаций, какие могут быть. Однако военная техника делается всё-таки на грани допустимого и разумного».

 

Прямая речь:

О начале работы: «Я пришел в бюро «Рубин» в 1950-м и застал еще тех людей, которые в начале века проектировали подводные лодочки. Четверых. Это были блестящие конструкторы. Каждый чертеж — произведение искусства, хоть в Третьяковку или в Русский музей отправляй. Сегодня мы уже не умеем так рисовать: за нас эту работу выполняют компьютеры, графопостроители… Сколько пришлось перелопатить книг, документов, чтобы освоить, осознать новую технику! Послевоенный период был сложен тем, что одновременно проходила научно-техническая революция: ядерная энергетика, ракеты баллистические, бурное развитие электроники, а также металловедения. Эти компоненты определили лицо и характеристики наших подводных лодок».

О новых временах: «Мы живем в такое время, когда излишнее очернительство и критика наших оборонных сил будет вызывать только отрицательный эффект. Потому что они имеют тот вид, к которому привело наше общество. Истоки причин того, что случается у нас довольно часто не только на флоте, но и со всей другой военной техникой, — в начале 90-х… Когда после Ельцина началась политика Путина, я перекрестился…».

О будущем подлодок: «В технике застоя нет. Там или движешься вперед, или ложишься на лопатки. Мы с каждым годом совершенствуем лодки. Я ожидаю, что прирост качества будет в этом десятилетии [2010—2020 годы]. Потому что накопился объем инженерных знаний, который позволяет нам делать наши корабли еще совершеннее».

О будущем флота: «Особенность России, что вокруг много морей-океанов, и все это надо охранять. Поэтому будут и подводные лодки, и фрегаты, и несколько крупных надводных кораблей… Военно-морской флот вечен. Многие конфликты решаются быстрее, когда в поддержку дипломатам приходит корабль под гордым Андреевским флагом».

 

4 факта об Игоре Спасском:

    Первый губернатор Санкт-Петербурга Анатолий Собчак шутливо называл Спасского «Героем капиталистического труда», подчеркивая тем самым успешность «Рубина» в новых экономических условиях.
    Игорь Спасский является почетным гражданином Петербурга с 2002 года.
    Лауреат Ленинской премии (1965), Государственной премии СССР (1983), Государственной премии РФ (2007), Герой социалистического труда (1978). Также награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом «Знак Почета», отмечен наградами Русской православной церкви.
    Автор и соавтор книг: «Пять красок времени», «»Курск». После 12 августа 2000 г.», «Моряки и создатели флота России», «Истории отечественного судостроения» в 5 томах, научно-исторического справочника «Подводные лодки России».

 

Материалы об Игоре Спасском:

Биография конструктора в Википедии

Биографическая справка РИА Новости

Справка на сайте «Личности Петербурга»

Источник: polit.ru

Ещё новости