Федор Углов

22 сентября (5 октября) 1904 года родился Федор Углов, выдающийся хирург, популяризатор ЗОЖ.

 

Личное дело

Федор Григорьевич Углов (1904—2008) родился в деревне Чугуево Иркутской губернии. Его семья жила весьма робко, но предки смогли отдать пятерым из 6 деток высшее образование. Федор окончил десятилетку в уездном Киренске, опосля что поступил на мед факультет Восточно-Сибирского (сейчас — Иркутского) института. На втором курсе перенес брюшной и сыпной тиф с отягощениями. Выжил благодаря стараниям однокурсницы Веры, которая выхаживала его, а потом вышла за него замуж.

На 5-ом курсе перебежал в Саратовский институт, закончил его в 1929 году. Работал участковым доктором в селе Кисловка Нижегородской области, потом в Абхазской АССР и в 1931—1933 годах в поликлинике им. Мечникова в Ленинграде.

Закончив интернатуру в родном Киренске, был главврачом и заведующим хирургического отделения межрайонной поликлиники с 1933 по 1937 год.

В 1937 году поступил в аспирантуру Ленинградского муниципального мед института усовершенствования докторов. Опосля защиты кандидатской диссертации в 1940—1943 годах работал помощником, а потом с 1944 по 1950 год доцентом кафедры хирургии этого института.

Во время Советско-финской войны 1939—1940 годов был старшим доктором медсанбата на Финском фронте, потом служил начальником хирургического отделения военного лазарета в Ленинграде. Там проработал всю блокаду. Вспоминал о ее окончании: «Отрадно было созидать бодренькие, повеселевшие лица прохожих — без орудия, без противогазных сумок. Надписи на стенках спостроек — с указателями ближайших бомбоубежищ, с предупреждением о опасности артобстрела — были уже прошлым днем, тускнели, не подновляемые за ненадобностью краской, и со размеренной деловитостью бежали по улицам автофургоны, помеченные таковыми будничными и таковыми дорогими словами: «Хлеб», «Продукты», «Овощи»… Как тревожил он послеблокадный Ленинград!».

Опосля войны первым в стране стал работать над резекцией легкого. Операции проводил на базе публикаций в забугорных мед журнальчиках. Для этого выучил британский язык.

В 1949 году защитил докторскую диссертацию на тему «Резекция легких». С 1950 года работал в Первом мед институте имени академика И. П. Павлова (Санкт-Петербургский муниципальный мед институт). Наиболее сорока лет (до 1991 года) был заведующим кафедрой госпитальной хирургии.

Там же занялся сердечными болезнями, был пионером сердечной хирургии в Русском Союзе. До 1971 года работал директором ВНИИ Пульмонологии.

В крайние годы жизни увлекался рефлексотерапией и народным целительством. Раз в день обливался прохладной водой. Также в конце жизни стал глубоко верующим православным человеком.

Был женат два раза. От первой супруги, гинеколога Веры Михайловны родились две дочери Татьяна и Лена.

2-ой раз женился в 1964 году на кандидате мед наук Эмилии Викторовне Угловой-Стрельцовой. Их отпрыск Григорий Углов — дирижер, старший педагог в РГПУ им. Герцена.

Федор Углов скончался 22 июня 2008 года от сердечного приступа в возрасте 103 лет.

 

Чем известен

Блестящий хирург и популяризатор здорового вида жизни. Одним из первых в СССР разрабатывал и делал сложнейшие операции на пищевом тракте, средостении, при аденоме поджелудочной железы, аневризме желудочка сердца, заболеваниях легких и остальных недугах.

Предложил ряд методик проведения операций, к примеру доступ Углова — оперативный доступ к корню легкого с пересечением 1-го либо 2-ух ребер.

 

О чем нужно знать

 

Федор Углов

С 1950-х годов вел борьбу с пьянством: читал лекции, писал статьи и книжки, письма в ЦК и Совмин СССР.

В книжке «Правда и ересь о разрешенных наркотиках» утверждал: «Понятно, что ЦРУ США имеет многомиллиардный бюджет. Понятно также по их документам, что главные средства этого управления ориентированы в нашу страну с целью ее разрушения.

Их цель — убить нас.

Их способ — ересь и инсинуация под видом правды и замалчивание настоящей правды, актуально нужной народу.

Средство — дебоширство, наркомания, разврат.

Чтоб повредить правительство и убить люд, нужно до этого всего усыпить его внимательность, навести ее по неверному пути. Нужно каверзно и подло провести в жизнь закон «дели и владычествуй», а для этого нужно убрать с дороги то, что цементирует люд: нужно повредить духовную жизнь, заглушить честь и совесть, привить эгоизм и накопительство, распространить в народе дебоширство и наркоманию, опозорить патриотизм, засмеять духовную жизнь».

Поддержал антиалкогольную кампанию времен перестройки. С 1988 года был бессменным председателем «Союза борьбы за народную трезвость».

 

Ровная речь:

О блокаде (из книжки «Сердечко доктора»): «Мне сказали, что Сергей Федорович тяжело болен. Я осознавал, что значит его болезнь и в котором лекарстве он нуждается. У меня не было способности посодействовать ему чем-нибудь. Сам, как хирург, не считая рабочей карточки ничего не получал, военный паек мне не полагался, хирургическим отделением в военном лазарете я управлял, оставаясь лицом штатским, в звании доцента. Все таки за три денька, отказывая для себя, набрал литровую банку каши и начал двигаться с ней к С — ым.

Сергей Федорович, высохший, как скелет, но с толстыми отечными ногами, лежал на кровати не бритый, закутанный в тряпье, и практически не направил на меня внимания, когда я поздоровался и стал осматривать его. Даже это было больно сознавать: таковой контраст по сопоставлению с прежним Сергеем Федоровичем, внимательным, предупредительным, постоянно идеально одетым!..

Супруга и дочь тоже находились в последней степени истощения: с таковыми же отеками на ступнях ног, но сознание и реакция на окружающее были у их нормальными. Я произнес, что принес им мало каши. Мама с дочерью жутко обрадовались этому, в очах возник тот сияние, который можно следить только у наголодавшихся людей, вдруг узревших пищу, и они уже не отрывали взора от банки, которую я вытаскивал из ранца. Тем не наименее они решили сначала покормить Сергея Федоровича. «Вот, Сережа, Федя принес для тебя поесть…» Нездоровой сходу же ожил, руки у него затряслись, оп замотал головой, во всем его виде возникло нетерпенье; попробовал подняться, но не сумел, и попросил высадить его за стол… Одной рукою он прочно придавил банку к груди, иной схватил ложку и стал скупо, не пережевывая, глотать кашу.

Супруга и дочь с болью и жалостью смотрели на него, на то, как исчезает каша… Он, ранее таковой самоотверженный по отношению к ним, таковой любящий, на данный момент не задумывался о их, не желал осознавать, что они так же голодны, им тоже невыносимо охото есть… А он даже как бы упивался возможностью в одиночку поесть сытно, как мечталось ему, наверное, уже издавна…

— Сережа, ты бы Тане мало оставил, — неуверенно произнесла супруга. — Не считая того, не ешь все сходу. Это вредоносно. Оставь половину, доешь позже.

— Нет! — каким-то изменившимся, резким голосом заорал нездоровой, еще крепче прижимая банку к груди и стараясь трясущейся рукою захватить в ложку как можно больше каши. — Нет! Это мне принес Федя! Не трогайте! Мне!

Было ясно, что мы сделали огромную тупость, отдав ему сходу всю кашу…»

К будущим докторам (там же): «У доктора много обязательств, больше, пожалуй, чем прав. И тем не наименее в хирургию непрерывным потоком идет молодежь. Почему? Да поэтому, очевидно, что юность с ее энтузиазмом, с ее рвением ко всему добросовестному и справедливому, с ее желанием способствовать всяческому оздоровлению мира — одна из величайших сил прогресса. И в хирургии постоянно можно отыскать пространство для претворения в жизнь стремлений к добру и правде, даже умопомрачительных, на 1-ый взор, планов исцеления человека.

Хотя и жизнь, и труд доктора тяжелы, усыпаны шипами, все таки, по-моему, никакая иная профессия не может приносить столько духовного ублажения, как профессия доктора! Что может сравниться со счастьем, которое испытываешь, победив в поединке погибель? Но я глубоко убежден, что подлинным доктором может стать лишь человек с великодушным и хорошим сердечком».

12 актуальных принципов Федора Углова:

Обожай родину. И защищай ее. Безродные длительно не живут.

Обожай работу. И физическую тоже.

Умей обладать собой. Не падай духом ни в коем случае.

Никогда не пей и не кури, по другому никчемны будут все другие советы.

Обожай свою семью. Умей отвечать за нее.

Сохрани собственный обычный вес, что бы для тебя это ни стоило. Не переедай!

Будь осторожен на дороге. Сейчас это одно из самых небезопасных для жизни мест.

Не страшись впору пойти к доктору.

Освободи собственных деток от разрушающей здоровье музыки.

Режим труда и отдыха заложен в самой базе работы собственного тела. Обожай свое тело, щади его.

Личное бессмертие недостижимо, но длительность твоей жизни почти во всем зависит от тебя самого.

Делай добро. Зло, к огорчению, само получится.

 

7 фактов о Федоре Углове:

    Углов — ученик известного российского доктора Николая Петрова — основателя российскей онкологии;

    За свою жизнь выполнил наиболее 6500 операций, в 1994 году попал в «Книжку рекордов Гиннеса» как наистарейшем в мире практикующий хирург.

    Создатель 600 научных статей и по хирургии заболеваний легких и органов средостения.

    Лауреат Ленинской премии (1961) за разработку хирургических способов исцеления болезней легких, премии Склифосовского.

    Награжден орденом Дружбы народов, 2-мя орденами Трудового Красноватого Знамени, орденом «За награды перед Отечеством» IV степени. Во время войны — медалями «За боевые награды» и «За оборону Ленинграда».

    В 1974 году выпустил первую художественную книжку «Сердечко доктора». Опосля нее последовали «Человек посреди людей» (1982), «Живем ли мы собственный век» (1983), «Под белоснежной мантией» (1984), «Стиль жизни и здоровье» (1985) и остальные. Большая часть из их доступно на веб-сайте доктора.

    Создатель изобретения «Искусственный клапан сердца и метод его производства» (1981, 1982).

 

Материалы о Федоре Углове:

Статья о докторе в Википедии

Биография на веб-сайте Углова

Ф. Углов «Сердечко доктора»

Источник: polit.ru