Евгений Татарский

10 сентября 1938 года родился Евгений Татарский, кинорежиссер и сценарист.

 

Личное дело

Евгений Маркович Татарский (1938—2015) родился в Ленинграде. Вырос на рабочей окраине, учился в школе №107 Выборгского района города. «В классе было 40 человек, но лишь у двоих были живы отцы. У остальных отцы погибли на войне, и, несмотря на это, среди нас не было наркоманов, не было алкоголиков, не было хулиганов отъявленных. Хотя, конечно же, мы были не ангелы. Но мы стремились к образованию — может быть, не столько учебники штудировать, но читать литературу, обмениваться мнениями», — вспоминал Татарский.

После школы пошел в гидрометеорологический институт, через год бросил учебу и попробовал поступить в Ленинградский театральный институт. «Экзамен сдавали в старом ТЮЗе, — рассказывал он, — все было как в тумане, какие-то сотни людей… Я смутно помню. Этот ужас продолжался день-два, и все. Я не был принят. До свидания, Вася! И тут приходит повестка из военкомата».

Отслужив три года в армии, предпринял новую попытку, на этот раз выбрал режиссерский факультет театрального института, успешно сдал экзамены, однако провалил собеседование. Пошел на работу в Ленинградскую киностудию научно-популярных фильмов, где в течение года грузил доски и кинопленку, затем стал помощником режиссера. За следующие три года объездил со съемочными группами весь СССР.

Во время работы на «Леннаучфильме» поступил в институт культуры — на заочное отделение факультета культпросветработы. С 1964 года начал работать на «Ленфильме» — сначала был ассистентом режиссера, затем вторым режиссером. В это же время был зачислен на третий курс отделения телевизионных режиссеров Ленинградского театрального института. Дипломной работой стал короткометражный фильм «Пожар во флигеле» по рассказу Виктора Драгунского, удостоенный Гран-при фестиваля телевизионных фильмов в Мюнхене. «А в это время… меня исключили из института, потому что я пропустил последнюю сессию, — рассказывал Татарский. — У меня были несданные предметы. Не мог я одновременно снимать кино, которое было плановой единицей киностудии «Ленфильм», и сдавать сессию!

Я прихожу и говорю:

— Может, я как-нибудь пересдам?

— Нет, вы опоздали!

Мне не дали диплом! Мне не дали диплом, но я получил Гран-при международного кинофестиваля. И ворота телевидения — не калитка, а ворота — были открыты… Ногой причем».

С 1976 года работал режиссером-постановщиком. В следующем году снял детектив «Золотая мина», ставший одной из самых популярных лент семидесятых. В 1979 году выпустил многосерийный фильм «Приключения принца Флоризеля».

В конце 1990-х — начале 2000-х снимал телесериалы, среди которых «Улицы разбитых фонарей», серии «Убойной силы», сериал «Ниро Вульф и Арчи Гудвин».

С 1991 года был зампредседателя, а с 2001 года — председателем Союза кинематографистов Санкт-Петербурга.

Евгений Татарский умер 23 февраля 2015 года. Похоронен на кладбище в Репино рядом с могилой жены. У режиссера остался сын Виктор Татарский (1969), актер театра и кино, режиссер.

 

Чем знаменит

Блестящий режиссер «Ленфильма», умевший снимать доброе, ироничное и одновременно массовое кино. К его большим удачам относят фильмы «Золотая мина», «Приключения принца Флоризеля», «Джек Восьмеркин — «американец»». С конца 1990-х снимал телесериалы, последним из которых стал «Ниро Вульф и Арчи Гудвин» по детективам Рекса Стаута. Долгое время возглавлял Союз кинематографистов Петербурга.

 

О чем надо знать

 

Евгений Татарский

В советское время фильмы Татарскому приходилось порой пробивать с боем. Примечательна история ленты «Джек Восьмеркин — «американец»», о которой он пишет в своих воспоминаниях. «Я снял этот фильм, поехал сдавать в Москву. Закончился просмотр трехсерийного фильма, и кто-то из руководства мрачно сказал:

— А мы этого вообще не видели! Уезжайте отсюда!

Я говорю:

— Вы что?

— Ничего!!! Мы этого не видели вообще, все, разговор закончен! Никакого обсуждения, никаких бумаг, никаких актов о приемке!

— Тогда я сейчас поеду в Госкино!

— А это уже не наше дело! Иди куда хочешь! Мы эту картину не видели!

А у меня было три ЯУФа (ящика упаковки фильмокопий), три металлические коробки по шесть частей. И я короткими перебежками с двенадцатого этажа Гостелерадио спускаюсь вниз, выхожу на улицу, ловлю такси, находясь в совершенно полуобморочном состоянии.

Я понимал, что для студии непринятые три единицы — это значит, что премий, зарплат у людей не будет, придется списывать деньги… Называю адрес:

— Малый Гнездниковский!

Там Госкино. Приезжаю туда, оставляю машину на улице, подхожу к охраннику:

— Кто сейчас председатель Госкино?

Он говорит:

— Армен Николаевич Медведев!

Я притаскиваю коробки:

— Присмотри пока!

Поднимаюсь на второй этаж, стучу, вхожу. Темный кабинет, сидит Армен Николаевич Медведев. Он замечательный человек, киновед по образованию, остроумный, едкий. Я говорю:

— Здравствуйте, Армен Николаевич!

— Здравствуй.

— Моя фамилия Татарский. Я с киностудии «Ленфильм», сейчас сдавал картину в Гостелерадио, они не принимают… Может быть, вы посмотрите?

Ему сильно не хотелось. Это было видно. Он говорит:

— А что за жанр?

Я говорю:

— Комедия!

— Комедия? Заряжай!

У него свой просмотровый зал. Мы вдвоем смотрели три с лишним часа этот фильм. Я не склонен смеяться над тем, что сделал сам, а он искренне хихикал:

<…> Я предложил Союзу кинематографистов показать фильм в Москве в Доме кино. «Золотую мину» там показывали очень хорошо. Они мне сказали: «Это стоит денег!» Ну и черт с вами! Я перешел дорогу и пошел к директору кинотеатра «Россия». Сказал: так и так. Она:

— Можно посмотреть?

— Можно!

Директор кинотеатра сказала «Берем!» Билеты были дорогие — рубль сорок за две серии. А очередь стояла, как в Мавзолее. Семь дней проходил показ. Я был счастлив».

 

Прямая речь:

О службе в армии: «Я честно отслужил в авиации противовоздушной обороны. Это был Ленинградский военный округ, и наша дивизия стояла в Эстонии. Там, на командном пункте, под землей, в лесу я провел три года… почти три года, без двух-трех месяцев. Дело в том, что я очень хотел поступать в Театральный и, несмотря на то что экзамены начинались раньше, чем моя демобилизация, я послал в институт документы. Начальник политотдела то ли был большим поклонником театрального искусства, то ли сам учился в театральном когда-то, но он живо воспринял эту идею, и меня демобилизовали в июне 1960 года. А в том году Никита Сергеевич Хрущев сделал большое сокращение, по-советски такое сокращение: на 1 миллион 200 тысяч человек. Офицеров разбросали кого куда, некоторых, без образования, сократили, а солдат последнего года службы отпустили домой чуть раньше. Поэтому я демобилизовался в июне, а все мои друзья — в конце августа.

Но я до сих пор считаю эти годы потерянными. Нет, армия не воспитывает, ни черта она не воспитывает! Какое было воспитание, такое в лучшем случае и остается, а в худшем — потеряешь и его. Не это надо в лучшем возрасте!».

О первом Гран-при: «Я шел по Кировскому проспекту и возле киностудии «Ленфильм» встретил своего школьного товарища Женю Шкатова, который подошел ко мне:

— Женя, я тебя поздравляю!

— С чем?!

— Ты же получил приз!

— Какой приз?! Я не знаю, какой приз!

— Но у тебя была какая-то детская картина?

Я говорю:

— Да!

— Так вот этот фильм твой получил главный приз! — закричал он на весь Кировский проспект. Потом убавил громкость, оглянулся по сторонам и добавил:

— Я вчера слышал «Немецкую волну» или «Радио Свобода», что-то в этом духе, и они передали, что…

Вот это было первое сообщение о том, что мой фильм был на фестивале и что он получил главный приз!

Через неделю позвонила какая-то дама с Гостелерадио и сказала:

— Евгений Маркович, я хочу рассказать вам, как это было. Я представляла ваш фильм.

Я говорю:

— Расскажите.

— У вас там приз!

— А что за приз?

— Большой, чудесный хрустальный глобус! Я едва довезла. На такой подставке, он еще и крутится. Еще диплом!

Я говорю:

— Да, как это интересно! А деньги были какие-то?..

— Ну, про деньги я ничего не могу вам сказать!

Мне потом позвонила вдова Драгунского, поблагодарила за фильм и попросила снять еще фильм. Сын Драгунского был автором сценария. Но как-то я не хотел посвятить свою жизнь рассказам Драгунского и отказался».

 

5 фактов о Евгении Татарском:

    Татарский умел дружить с актерами, те, кто играл в его фильме «Золотая мина», перешли на съемочную площадку картины «Приключения принца Флоризеля» — Любовь Полищук, Олег Даль, Игорь Дмитриев.
    В 1999 году пригласил сниматься в сериале «Убойная сила» Константина Хабенского и Андрея Федорцова, ставших популярными, благодаря ролям в этом фильме.
    В 2004 году был удостоен звания Народный артист России — за большие заслуги в области искусства.
    В 2009 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени — за большой вклад в развитие отечественного кинематографа.
    В 2012 году выпустил книгу воспоминаний «Записки кинорежиссера о многих и немного о себе».

 

Материалы о Евгении Татарском:

Биография режиссера в Википедии

Биография на Peoples.ru

Справка на портале Kino-teatr.ru

Источник: polit.ru