Евгений Шварц

21 (9) октября 1896 года родился драматург Евгений Шварц.

Личное дело

Евгений Львович Шварц (1896 – 1958) родился в Казани в семье студента-медика, но фактически все его детство прошло на юге Рф, в городке Майкопе, где отец Евгения Львовича работал земским доктором. Вначале Лев Шварц получил предназначение на работу в подмосковный Дмитров, но скоро был там арестован за роль в социал-демократическом кружке. Опосля недолгого тюремного заключения он был отправлен из городка с запретом жить и практиковать в округах столиц, также в губернских городках. Так семья оказалась в Майкопе.

Приехав в Москву в 1913 году, Шварц поступил на юридический факультет народного института Шанявского, позже перебежал на юридический факультет Столичного института. Но театр заинтересовывал его куда больше, чем учеба. В осеннюю пору 1916 года студента Шварца призвали в армию. Сначала штатской войны Шварц оказался в Екатеринодаре. В 1918 году вступил в Добровольную армию и участвовал в именитом Ледяном походе генерала Корнилова. В боях под Екатеринодаром был очень контужен, опосля чего же был уволен с военной службы. Евгений Шварц оказался в Ростове на дону-на-Дону, где поступил в Театральную мастерскую режиссера Павла Вейсбрема. Он участвовал в разных постановках, как пьес Пушкина, так и создателей тех пор: Хлебникова, Гумилева, Ремизова. Позже Шварц не говорил о службе в белоснежной армии даже близким друзьям, и в его биографиях, изданных в русское время, о этом не упоминается.

В 1921 году вкупе с ростовской труппой Евгений Львович приехал в Петроград. Театральная мастерская была преобразована в Литературный театр при Петроградском Союзе поэтов. Просуществовал этот театр недолго, но опосля его закрытия Шварц так и остался в Петрограде. Некое время играл в маленьких театрах, работал торговцем в книжном магазине, был секретарем Корнея Чуковского. Стремительно стал известен как блестящий рассказчик, импровизатор. Писать он начал только в 1923 году. Тогда он решил уехать на лето в Донбасс. Там в газете «Всероссийкая кочегарка», выходившей в городке Бахмут (сейчас Артемовск), работал поэт-обэриут Николай Олейников. Там же начал сотрудничать и Шварц, выпускавший литературное приложение к газете – «Забой». Опосля возврата из Донбасса возникло 1-ое детское произведение Шварца. «Рассказ старенькой балалайки» вышел в июльском номере детского альманаха «Воробей» за 1924 год. Рассказ одобрил редактор альманаха Самуил Маршак. Уже на последующий год Шварц был неизменным сотрудником детских журналов «Еж» и «Чиж», а 1-ый его рассказ вышел отдельной книгой. За ним последовали новейшие книжки для деток: «Война Петрушки и Степки-растрепки», «Лагерь», «Шарики» и остальные. В 1929 году Ленинградский ТЮЗ ставит первую пьесу Шварца – «Ундервуд». С того времени Шварц работает много и плодотворно. Он придумывает повести, рассказы, стихи, пьесы для деток и для взрослых, забавные подписи к рисункам в журнальчиках «Чиж» и «Еж», сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра Сергея Примерна, киносценарии. Посреди кинофильмов, снятых по сценариям Шварца, именитая «Золушка», где главные роли исполнили Янина Жеймо, Фаина Раневская и Эраст Гарин, также кинофильм режиссера Григория Козинцева «Дон Кихот».

Шварц продолжал работать в блокадном Ленинграде. Николай Акимов писал о тех деньках: «Время от времени встречаясь с Евгением Львовичем, я замечал в нем эпическое спокойствие духа, сочетавшееся с наисильнейшим отощанием, принимавшим угрожающие формы. В один прекрасный момент я вызнал, что, получив предложение эвакуироваться, Шварц отказался. Меня весьма встревожило это сообщение, и я предпринял поход на канал Грибоедова (эта формулировка полностью четкая!) для личного действия на него. Застал я его в том самом, небезопасном в этом случае спокойствии, в которое в те времена впадали почти все. На счастье, наши личные дела сложились так, что подвергаться нажимам с моей стороны у него вошло уже в привычку. Привычка эта сложилась на почве сотворения пьес, но в этом случае она весьма понадобилась. Сопротивляясь и ворча, обвиняя меня в том, что я желаю нарушить уже выработанный им ритм существования, от всей души недовольный моими приставаниями, Шварц все-же согласился на отъезд. Я был по-настоящему счастлив. Я ощущал, что одна из самых драгоценных частиц нашего театра сохранится для тех времен, когда опять можно будет работать в полную силу».

Так Евгений Львович попал в город Киров. Там он сделал пьесы: «Одна ночь» – о заступниках Ленинграда – и «Дальний край» – о эвакуированных детях. Когда незначительно позже в Душанбе был эвакуирован Ленинградский театр Комедии, Шварц приехал туда. Опосля войны им было написано еще несколько пьес, посреди которых «Обычное волшебство». Погиб Евгений Львович Шварц в Ленинграде 15 января 1958 года.

Чем известен

 

Евгений Шварц

Более известны пьесы Шварца, сделанные для Ленинградского театра комедии, который возглавлял Николай Акимов. Конкретно Акимов почти во всем уверил Шварца испытать свои силы в комедийно-сказочной «взрослой» драматургии. Но путь этих пьес к зрителям оказывался сложным, а иногда и весьма долгим. В 1934 году был написан «Нагой повелитель», но при жизни Евгения Львовича так и не был разрешен к постановке. Пьеса «Тень» была поставлена в Ленинградском театре комедии в 1940 году. Она шла с аншлагами несколько месяцев, но позже цензура все-же сочла пьесу недопустимой. 1-ая постановка пьесы «Дракон» в 1944 была закрыта опосля нескольких спектаклей. Борясь за спектакль в официальных инстанциях, Николай Акимов утверждал, что Дракон в пьесе – это фашизм, Ланцелот – Русский Альянс, а бургомистр – Америка, мечтающая Гитлера одолеть руками СССР и присвоить все лавры для себя. Начальство соглашалось, но добивалось переделки текста пьесы, чтоб эти аллегории были очевиднее для зрителей. Шварц переделывать пьесу не стал.

В 1949 году Акимов был снят с должности головного режиссера. Возвратился он в собственный театр только в 1956 году, и вновь на сцене была поставлена пьеса Евгения Шварца – «Обычное волшебство». В 1960 возникла 2-ая постановка пьесы «Тень», а в 1962 – «Дракона». В 1960 году в столичном «Современнике» Олег Ефремов и Маргарита Микаэлян в первый раз поставили пьесы «Нагой повелитель». Короля играл Евгений Евстигнеев, первого министра – Игорь Кваша. «Нагой повелитель» стал одним из наилучших спектаклей театра и много лет воспользовался фуррором у зрителей.

Пьесы Шварца не один раз экранизировались. 1-ый кинофильм «Обычное волшебство» был снят Эрастом Гариным в 1960 году. Но больше всего зрителям запомнился двухсерийный кинофильм, снятый по данной нам пьеса Марком Захаровым в 1978. В 1988 году по сценарию Григория Горина и Марка Захарова был снять кинофильм «Уничтожить дракона» – экранизация пьесы «Дракон». Пьеса «Тень» два раза была экранизирована: в 1971 и 1991 годах. Всего по пьесам Шварца были сняты 11 кинофильмов и 5 мультов.

О чем нужно знать

Еще есть одно произведение Евгения Шварца, о котором читатели узнали с огромным запозданием. Хотя почти всем конкретно оно может показаться самым увлекательным в его наследстве. Это записи, которые много лет Шварц делал себе. Они включают бытовые зарисовки, дневниковые записи, мемуары о детстве, портреты современников. «Лишь не воспоминания! Вытерпеть не могу это слово: мэ-му-ары!» — гласил Шварц Леониду Пантелееву, в итоге он стал именовать свои записки ироническим словечком «Ме». Часть записей, посвященных друзьям и знакомым Шварца, известна под заглавием «Телефонная книга».

Евгений Шварц вел дневники с 1926 года, но, покидая блокадный Ленинград, он не возжелал оставлять свои записи на произвол судьбы и уничтожил их. Вообщем, они погибли бы в любом случае, потому что в дом Шварца скоро попала авиабомба. Добравшись до Кирова, он возобновил ведение дневника и занимался сиим все следующие годы. С 24 июня 1950 года Шварц любой вечер заполнял две странички конторской амбарной книжки. «Нужно отработать этот урок, который задаю я для себя раз в день на старости лет, чтоб научиться в конце концов писать в лоб о для себя, связно говорить о самых обычных вещах… Зачеркивать, переписывать и обрабатывать по условиям, что я поставил сам для себя, не разрешается». Последнюю запись Шварц сделал 4 января 1958 года – за 11 дней до погибели. Всего им за 16 лет было заполнено 37 конторских книжек огромного формата, общим объемом в 160 авторских листов. Существует несколько изданий дневниковой прозы Шварца разной степени полноты.

Ровная речь

Меня Господь благословил идти,

Брести повелел, не думая о цели.

Он петь меня благословил в пути,

Чтобы спутники мои повеселели.

Иду, бреду, но не гляжу вокруг,

Чтобы не нарушить Божье повеленье,

Чтобы не завыть по-волчьи заместо пенья,

Чтобы сердца стук не застыл в ужасе вдруг.

Я человек. А даже соловей

Зажмурившись поёт в глуши собственной.

«Естественно, никому не возбраняется всекрете, в глубине души возлагать, что он недурен собой и что кто-либо, быть может, считает его прекрасным. Но утверждать на публике: я — прекрасный — неприлично. Так и пишущий может в глубине души возлагать, что он писатель. Но гласить вслух: я — писатель недозволено. Вслух можно сказать: я — член Союза писателей, поэтому что это есть факт, удостоверяемый членским билетом, подписью и печатью. А писатель — очень высочайшее слово…»    Евгений Шварц

«В 20-х годах в этом доме [«Дом искусств»] были расположены писатели всех поколений, приобщившиеся к юный русской литературе. В нашем коридоре жили М. М. Лозинский, М. М. Зощенко, В. А. Рождественский, М. Л. Слонимский и почти все остальные. И вот сюда к нам нередко входил хотимый гость — юный Евгений Шварц. Я помню его юношески худеньким, с очами светлыми, полными разума и юмора. В первом этаже в большенном, прохладном и практически пустом зале мы читали и обсуждали наши произведения. Тут мы экспромтом разыгрывали без всяких репетиций сценки-пародии Шварца на свою же писательскую семью, ее новейшую, тяжелую, еще такую неустроенную, но развеселую и необычную жизнь. Шварц изумлял нас талантом импровизации, он был неистощимый выдумщик. Живое и тонкое остроумие, саркастический разум сочетались в нем с добротой, мягкостью, человечностью и завоевывали всеобщую симпатию».    Ольга Форш

5 фактов о Евгении Шварце

    В детстве предки увидели, что небольшой Женя не переносит историй с нехорошим концом. В итоге, когда мальчишка отрешался есть котлеты, его мать здесь же начинала говорить сказку, в какой герои попадали в безнадежное положение. «Доедай, а то все утонут», – гласила она. И отпрыск послушливо доедал.
    В 1915 году студент-юрист Евгений Шварц не один раз пробовал сдать экзамен по римскому праву. О результатах он докладывал родителям в Майкоп телеграммами: «Римское право погибает, но не сдается!».
    Ольга Форш написала книжку «Безумный корабль» о жизни Дома искусств в Ленинграде в 1920-е годы. Посреди ее героев есть Геня Чёрн – макетом его послужил Евгений Шварц.
    В 1978 году в Австрии был снят телефильм Die verzauberten Brüder («Заколдованные братья») по пьесе Шварца «Два клена».
    Актриса Марина Неелова в экранизации пьесы «Тень» 1971 года исполнила роль Аннунциаты, а в кинофильме 1991 года – роль Юлии Джули.

 

Материалы о Евгении Шварце

Статья о Евгении Шварце в Википедии

«Мы знали Евгения Шварца». Сборник мемуаров.

Источник: polit.ru