Елеазар Мелетинский

22 октября 1918 года родился Елеазар Мелетинский, филолог, литературовед, исследователь фольклора и мифологии.

Личное дело

Елеазар Моисеевич Мелетинский (1918 – 2005) родился в Харькове, но в 1921 году его семья переехала в Москву, где он окончил школу и поступил в ИФЛИ – Институт истории, философии и литературы, сделанный в те годы из гуманитарных факультетов Столичного института. Мелетинский обучался на факультет литературы, искусства и языка, по «западному циклу», другими словами специализируясь на языке и литературе забугорных государств. В 1940 году он поступил в аспирантуру. Опосля начала войны Мелетинский окончил ускоренные курсы военных переводчиков и поступил в действующую армию. Вел войну на Южном фронте, был ассистентом начальника разведотделения дивизии. Когда дивизия оказалась в окружении, командир распустил личный состав, приказав, чтоб любой выбирался сам, если сможет. Мелетинскому это удалось, хотя и с большими трудностями. Он продолжил вести войну уже на Кавказском фронте. Но как «окруженец» он продолжал вызывать пристальное внимание служащих особенного отдела собственной дивизии. 7 сентября 1942 года Мелетинского арестовали. Он отрешался признать обвинения в измене и шпионаже даже под давлением следователей, включавшим, к примеру, инсценировку расстрела. В итоге военный суд приговорил Мелетинского к 10 годам исправительно-трудовых лагерей «за антисоветскую агитацию с целью разложения Красноватой армии».

В тбилисской кутузке он захворал воспалением легких, потом начались дистрофия и цинга. Через некое время особая комиссия признала Мелетинского тяжело нездоровым и истощенным, и в числе остальных таковых же заключенных он был выпущен из заключения 15 мая 1943 года. Он добрался через Баку в Ташкент. Там он некое время провел в поликлинике, позже преподавал в школе и опосля нескольких бесплодных попыток достигнул зачисления в аспирантуру  Среднеазиатского муниципального института, а позже стал педагогом, читая лекции по истории забугорной литературы. В 1945 году Е. М. Мелетинский защитил кандидатскую диссертацию «Романтичный период в творчестве Ибсена».

Потом Елеазар Мелетинский перевелся в Петрозаводск, где управлял кафедрой литературы в Карело-финском институте. В 1949 году, когда началась кампания «борьбы с космополитизмом», в петрозаводской газете возникла статья «о космополитических извращениях» на кафедре литературы и «до этого всего у заведующего кафедрой». А в мае 1949 года Мелетинский был вновь арестован. Был осужден на 10 лет, отбывал срок в Каргопольлаге в Архангельской области. Освобожден и реабилитирован в 1954 году.

В 1955–1956 годах был основным библиотекарем во Всесоюзной библиотеке зарубежной литературы. В 1956 году поступил на работу в Институт мировой литературы АН СССР, где трудился практически 40 лет, став с течением времени заведующим сектором фольклора и основным научным сотрудником. В 1966 защитил докторскую диссертацию на тему «Происхождение геройского эпоса». В 1989-1994 годах исполнял обязанности доктора кафедры теории и истории мировой культуры на философском факультете МГУ. С 1992 – директор Института высших гуманитарных исследовательских работ (ИВГИ) при Русском муниципальном гуманитарном институте.

Чем известен

Работа Мелетинского «Герой магической сказки. Происхождение вида» была размещена в 1958 году. Она посвящалась установлению общественного контекста в происхождении сказки при помощи анализа вида соответствующего героя: обездоленного младшего брата, сироты, падчерицы. Мелетинский демонстрировал, как в фольклоре отразился процесс распада первобытнообщинного строя, переход от рода к семье, борьба майората и минората. В диссертации «Происхождение геройского эпоса» и размещенной на ее базе монографии Мелетинский разглядывал формирование эпоса в нескольких национально-исторических областях (карело-финский, тюркско-монгольский, шумеро-аккадский эпос, эпос народов Кавказа и др.) и общие закономерности в соотношении эпоса с предыдущими ему первобытными формами фольклора и с следующими, наиболее поздними типами эпических произведений. Генезису эпоса посвящены также работы «»Эдда» и ранешние формы эпоса» и «Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл ворона».

Событием сделалось возникновение в 1976 году книжки Е.М. Мелетинского «Поэтика мифа». В первой ее части содержался подробный обзор теорий мифа, существовавших в забугорной науке, таковым образом она стала одним из малочисленных источников, по которым русские студенты могли познакомиться с мыслями европейских ученых, труды которых в СССР были недоступны. 2-ая часть «Поэтики мифа» была посвящена традиционным формам мифа (легенды о превопредках-демиургах, календарные легенды, галлактические и эсхатологические легенды, геройские легенды), также связи мифа с повествовательным фольклором (сказкой и эпосом). В конце концов, в третьей части книжки анализировался мифологизм в художественной литературе XX века, в особенности тщательно рассматривалось творчество Джеймса Джойса, Франца Кафки и Томаса Манна.

Мелетинский интересовался и предстоящим развитием эпической традиции, когда она отдала начало художественной литературе. Сиим вопросцам посвящены его книжки «Средневековый роман. Происхождение и традиционные формы», «Введение в историческую поэтику мифа и романа», «Историческая поэтика новеллы», «От мифа к литературе». В их он разглядывал воздействие мифа на словесное искусство и происхождение повествовательных литературных жанров.

О чем нужно знать

 

Елеазар Мелетинский

Е.М. Мелетинский был зачинателем и активным участником почти всех коллективных трудов, получивших огромную известность. По его инициативе была базирована серия книжек «Исследования по фольклору и мифологии Востока» (популярная как «книжки с черепашкой»), где публикуются важные научные работы в этих областях. В первом выпуске серии (1969) к читателям возвратилась традиционная книжка В.Я. Проппа «Морфология сказки». Также Елеазар Моисеевич Мелетинский был членом редколлегии, а потом и основным редактором серии «Сказки и легенды народов востока», ко почти всем выпускам которой он написал ценные аналитические статьи.

Важную роль Мелетинский сыграл в возникновении известной двухтомной энциклопедии «Легенды народов мира», где он выступил в качестве редактора и создателя почти всех статей, посвященных мифологии народов Австралии и Океании, кавказско-иберийских, финно-угорских народов, германо-скандинавской, кельтской, палеоазиатской мифологии. Он стал основным редактором вышедшего в 1991 году «Мифологического словаря». «Легенды народов мира» и «Мифологический словарь» не только лишь получили высшую оценку профессионалов, да и стали обширно известны почти всем читателям.

Ровная речь

«Актуальный опыт больше подталкивал меня к мысли о бессмысленности жизни. Падение догмы содействовало развитию в моем мироощущении частей экзистенциализма, быть может, в духе Камю, хотя я тогда еще не читал ни Камю, ни остальных экзистенциалистов … И, быть может, – задумывался я, – если у меня хватит силы не опустить глаза перед Хаосом жизни, то я смогу, без излишних иллюзий, заносить сознательный смысл в свою жизнь и в жизнь людей, меня окружающих».                      Е.М. Мелетинский

«Легенды появляются по общей схеме. Из старых легенд выросли магическая притча и геройский эпос. На архаической стадии эпос глубоко мифологичен. Потом история вторгается в эпос. И возникают эпические произведения, рассказывающие о настоящих событиях: Троянская война старых греков, битва на Косовом поле у сербов, Реконкиста в Испании. Но даже если предание появилось на базе исторического факта, все равно крайний равномерно зарастает сказочными элементами и стилизуется по довольно однотипным моделям. Исторические персонажи — повелители и князья — занимают места сказочных героев, неприятели — уже не чудовища, а иноплеменники: половцы, татары, мавры. Возьмите легенды о самозванцах, они отражают действительность, но крайняя оказывается подчиненной сказочному содержанию. Миф вроде бы становится жизнью. Ведь сами исторические действия такого же Смутного времени появлялись, делая упор на миф. Новейшие легенды появляются любой денек. Но одни из их, личные, будут значимы только для определенного человека либо узенького круга лиц. Так, детально сконструированная мифология мира Средиземья, которую сделал Толкин в собственном «Владыке колец», продолжает жить посреди его почитателей, но не выходит за рамки их круга. Остальные, в разработке которых воспринимало роль огромное количество людей, могут оказаться устойчивыми».                              Е.М. Мелетинский

«Я думаю, что переживаемый Россией хаос так велик, что его преодоление, если найдутся оптимальные силы, востребует весьма долгого времени. В «3-х сестрах» Чехова, помните: «Через 300–400 лет жизнь будет великолепна…» Поглядите, с какой легкостью современное общество отступает от цивилизации (не только лишь в Рф). Такое чувство: еще мало, и завтра снова на дерево полезем. Нас захлестнули военные конфликты. Куда там первобытным схваткам — даже те были человечнее. Даже геройский эпос, который все преувеличивает, в том числе и обоюдную ненависть, описывая войны христиан с мусульманами, не дает той картины ожесточения, того одичавшего садизма, которые есть кое-где на Кавказе либо в Таджикистане, на Балканах либо в Африке. Общество в целом не способно подняться над мифом. Но это в состоянии сделать отдельный человек. И лишь тогда, когда у нас в стране будет накоплен достаточный потенциал личной свободы, можно будет гласить о возрождении Рф».           Е.М. Мелетинский (1994)

«Волей судеб (либо ГУЛАГа) на нашем ОЛПе (отдельном лагерном пт) собралось много людей образованных. Появилась типичная умственная жизнь: обмен мыслями, споры, прогнозы. В данной для нас жизни Е. М. принадлежала значимая, если не ведущая роль. Думается мне, он оказал большое воздействие на формирование миропонимания юных людей, попавших в лагерь прямо со студенческой скамьи. Сам Е. М., в конце концов устроившийся на «придурочную» должность статистика санчасти, ухитрялся в лагере заниматься. По его просьбе родные присылали ему книжки и журнальчики. Он в это время весьма интересовался новыми веяниями в естественных науках, идея его работала напряженно. Время от времени он с горечью гласил: «Я просто вижу эти тома, которые мог бы написать»».           Из мемуаров И. Фильштинского

5 фактов о Елеазаре Мелетинском

    В институте Ташкента научным управляющим Мелетинского был В. Жирмундский, который жил там в эвакуации.
    В Каргопольском лагере с Мелетинским посиживали историк-арабист Исаак Фильштинский и философ Григорий Померанц. Лагерным театром управлял осужденный за хранение антисоветской литературы драматург Александр Гладков.
    В юбилейном сборнике в честь 75-летия Е. М. Мелетинского опубликовал статью известный французский ученый Клод Леви-Стросс.
    Книжка «Поэтика мифа» переведена на польский, сербский, венгерский, португальский, чешский, словацкий, китайский, итальянский, болгарский и британский языки.
    В 1971 году за работы по фольклору Е.М. Мелетинский получил премию имени итальянского этнографа и фольклориста Джузеппе Питре.

 

Материалы о Елеазаре Мелетинском

Статья о Елеазаре Мелетинском в Википедии

Моя война. Моя кутузка. Мемуары Е.М. Мелетинского

С.Ю. Неклюдов о Елеазаре Мелетинском

Исаак Фильштинский Очами друга

Источник: polit.ru