Борис Пильняк

11 октября 1894 года родился писатель Борис Пильняк

 

Личное дело

Борис Андреевич Пильняк (реальная фамилия — Вогау, 1894-1938) родился в подмосковном Можайске в семье земского ветеринара Андрея Ивановича Вогау, происходившего из обрусевших германцев Поволжья. Мама — Ольга Ивановна Савинова, была из семьи саратовских негоциантов. Предки были близки к народникам. Земско-разночинная среда, ставящая во главу угла подвижническую задачку служения людям и обществу, очень повлияла на миропонимание грядущего писателя.

Детство и молодость Пильняка прошли в провинциальных русских городках. В гимназию он поступил в Саратове, городке его бабушки, но через год перевелся в Богородск (сейчас Ногинск), где прожил с родителями и сестрой до 1912 года.

Пробовать писать Борис начал уже в 9 лет. В 15 лет – в марте 1909 года – опубликовал свое 1-ое сочинение, опосля что серьезно задумался о карьере писателя. «Охото начать в этом году выступать на литературном поприще — пора уж! Выйдет ли из меня писатель? Дай-то бог!» — записывает он сначала 1911 года.

В 1913 году Пильняк кончает реальное училище в Нижнем Ногороде, еще через год поступает в Столичный коммерческий институт (сейчас — РЭУ им. Г. В. Плеханова) на экономическое отделение. Живет в Москве, повсевременно наведываясь в Коломну, где основались предки.

Сам Пильняк считал началом собственной литературной деятельности 1915 год, когда его произведения были размещены в «Каждомесячном журнальчике» В. С. Миролюбова, «Российской мысли», в «Жатве», «Всполохах» и «иных толстых журнальчиках иальманахах» — уже под псевдонимом Бор. Пильняк. Дебют этот был встречен без особенного читательского интереса и прошел практически незамеченным.

В феврале 1915 года опять перебрался из Москвы в Коломну. «Весь февраль, и урывками январь, декабрь, ноябрь — писал — с радостью и с жаждой писать» — записывает он в дневнике.

В 1917 году Пильняк женится на земском докторе Марии Алексеевне Соколовой – по его своим словам, «даме рассудительной (литературу — никакую — не признает), серьезной (бранит меня и не в особенности охотно дозволяет ухаживать за всеми иными дамами, не считая нее) и правильной жизни». В декабре у их рождается дочь Наталья.

Опосля прихода к власти большевиков, Пильняк был «зачислен в «контрреволюцию»»,  арестован, новейший 1918 год встречал в кутузке и чуток не попал под расстрел.

В 1918 году выходит 1-ая книжка Пильняка — сборник рассказов «С крайним пароходом и др. рассказы». В предстоящем сам он считал ее откровенно слабенькой, кроме пары рассказов — «Погибель» и «Над противником», которые включал фактически во все издания сборников собственных сочинений. В том же году Пильняк стал председателем Всероссийского союза писателей.

Воспоминания революционных лет легли в базу второго сборника рассказов «Былье» (1920), а потом — первого романа «Нагой год» (окончен в декабре 1920 года, вышел в 1922), принесшего Пильняку мировую известность и выдвинувший писателя в 1-ые ряды новейшей российской словесности.

В 1922 году в числе первых официальных представителей русской литературы Пильняк выехал за границу – сначала в Ревель, а потом в Германию. На него возлагалась миссия представлять на Западе пролетарских писателей, которые смогли «сформироваться в революции». Поездка была успешной, его благорасположенно приняли представители «российской Германии», в том числе Белоснежный и Ремизов, которые числятся его литературными учителями. У Ремизова же в Берлине он и жил, общался с писателями в эмиграции, убеждая их возвратиться, устраивал в журнальчики и издательства рукописи свои и товарищей. Считается, что приезд в Берлин Пильняка сыграл решающую роль в возвращении в Россию А.Толстого, И.Соколова-Микитова, а позднее и Г.Алексеева.

В 1923 году Пильняк совместно с писателем Н.Никитиным сделал поездку в Великобританию. «В Россию из Великобритании я приехал в настроении нахмуренном, — я лицезрел английскую культуру и дома решил созодать лишь одно: работать, писать; прошлую зиму я пробовал было общественничать, сейчас бросаю; нужно и можно лишь писать — а там разберет история», — написал он по возвращении.

К этому времени домашняя жизнь писателя отдала трещинку – у него возникла иная любовь, артистка Малого театра Ольга Сергеевна Щербиновская. Последующей в весеннюю пору Пильняк уходит из семьи и переезжает из Коломны в Москву, где продолжает писать.

Творчество Пильняка не один раз подвергалось критике как за новаторские формы, так и за политическую позицию — его критиковали за идейные ошибки, формализм, эротику, мистику, не подобающие пролетарскому писателю. Революция в его произведениях представлялась стихией, безотчетным мужицким мятежом, выросшим не из классовой борьбы и учения Маркса, а из исконного российского бунтарства.

В 1924 году Пильняка на публике раскритиковал Сталин в собственных лекциях «О основах ленинизма», вышедших большущим тиражом.

«Кому не известна болезнь узенького практицизма и беспринципиального делячества, приводящего часто неких „большевиков“ к перерождению и к отходу их от дела революции? Эта типичная болезнь получила своё отражение в рассказе Б. Пильняка „Нагой год“, где изображены типы российских „большевиков“, полных воли и практической решимости, „фукцирующих“ очень „энегрично“, но лишенных перспективы, не знающих „что к чему“ и сбивающихся, ввиду этого, с пути революционной работы», — писал Сталин.

Невзирая на постоянную критику, Пильняк являлся одним из самых издаваемых в Русском Союзе писателей. В следующие годы выходят его романы «Машинки и волки» (1925), «Волга впадает в Каспийское море» (1930), «О’кей! Южноамериканский роман» (1931);  повести «Метель» (1921), «Иван-да-Марья» (1921), «3-я столица» (1922), «Мама сыра-земля» (1924), «Иван Москва» (1927) и остальные.

В 1929 году издается его собрание сочинений в 6 томах, годом позднее — сборник из восьми томов. В свет вышли «Корешки солнца Стране восходящего солнца», «Заволочье», «Рассказы с Востока», «Расплесканное время», «Очередные повести», «Повесть Китая». Часть из их были написаны на основании воспоминаний, приобретенных в процессе поездок по СССР и остальным странам. С 1922 по 1934 годы Пильняк побывал в Соединенных Штатах, Стране восходящего солнца, Китае, Монголии, Палестине, Скандинавии, Турции и Греции.

В 1929 году Пильняк был отстранён от управления Всероссийским Союзом писателей за публикацию за границей – в берлинском издательстве «Петрополис» — повести «Красноватое дерево», что вызвало бурю негодования в литературных официозных кругах. «Литературная газета» 2 сентября 1929 года вышла с шапкой на первой страничке: «Против буржуазных трибунов под маской русского писателя. Против переклички с белоснежной эмиграцией» и подзаголовком: «Русские писатели должны найти свое отношение к антиобщественному поступку Б.Пильняка».

При всем этом повесть была законно передана берлинскому русскому издательству по каналам ВОКС, а потом включена в роман «Волга впадает в Каспийское море», размещенный в СССР в 1930 году.

28 октября 1937 года Борис Пильняк был арестован. 21 апреля 1938 года был приговорен к расстрелу Военной коллегией Верховного Суда СССР по сфабрикованному обвинению в шпионаже в пользу Стране восходящего солнца (он посещал Японию, описав воспоминания от поездки в книжке «Корешки японского солнца»).

В этот же денек в Москве приговор был приведен в выполнение.

Опосля этого имя и творчество Бориса Пильняка на десятилетия оказались вычеркнутыми из истории российской литературы. Только опосля погибели Сталина, в 1956 году, писатель был  реабилитирован. В 1964 журнальчик «Москва» опубликовал главы из крайнего романа Пильняка «Соляной амбар».

 

Чем известен

Борис Пильняк — один из самых узнаваемых русских писателей 20–30-х годов XX века. По воззрению неких литературоведов, его роман «Нагой год» в истории российской прозы послереволюционного периода сыграл ту же роль, что блоковские «Двенадцать» в поэзии.

«Нагой год» был для тех пор новаторским произведением — обычная сюжетная линия заменяется в нем мозаикой эпизодов, в определенной степени самостоятельных фрагментов. В романе отсутствуют главные герои – перед читателем проходит череда «равноправных» героев — большевиков, обычных служащих, жителей рушащихся «дворянских гнезд», анархистов, представителей духовенства.

«Нагой год» именуют первым в литературе русского периода авангардистским произведением с эпической суровой формой. Характеризуя поэтику «Нагого года», литературовед Петр Палиевский отмечал: «Исключителен был сам слог Пильняка – прерывающийся, телеграфный, с большенными провалами, оставляющими лишь ударные слова».

По словам поэта и литературоведа Глеба Струве, Пильняк «сделался главой целой школы либо направления в русской литературе», которое обычно именуют «орнаментальной прозой», а пишущих в таком стиле в 1920-е годы нередко называли «подпильнячниками».

 

О чем нужно знать

В 1926 году Пильняк пишет «Повесть непогашенной луны» — на основании гулявших в народе слухов о причастности Сталина к погибели председателя Реввоенсовета и наркома по военным и морским делам Миши Фрунзе. Нарком погиб в конце октября 1925 года опосля операции язвы желудка — по официальному заключению, от общего инфецирования крови.  Супруга Фрунзе через год опосля погибели супруга покончила с собой. По Москве поползли слухи, что Фрунзе преднамеренно «зарезали» по настоянию Сталина, желавшего созидать на посту наркома собственного друга Клима Ворошилова.

На основании этих упрямых слухов и была написана «Повесть непогашенной луны». «Борис Пильняк в собственной книжке „Повесть о непогашенной луне“ — с едким подзаголовком „Погибель командарма“ — прямо указал пальцем на Сталина», — писал о данной для нас книжке ассистент Сталина Борис Бажанов.

«Фабула этого рассказа наталкивает на идея, что поводом к написанию его и материалом послужила погибель М. В. Фрунзе. Лично я Фрунзе практически не знал, чуть был знаком с ним, лицезрел его раза два. Реальных подробностей его погибели я не понимаю — и они для меня не весьма существенны, ибо целью моего рассказа никак не являлся репортаж о погибели наркомвоена. Все это я нахожу нужным сказать читателю, чтоб читатель не находил в нём подлинных фактов и {живых} лиц», — подчеркивал сам Пильняк в вступлении к «Повести».

Невзирая на это, на прилавках книжка пролежала всего денька два, тираж был сходу же конфискован. Считается, что конкретно эта повесть и стала предпосылкой ареста и расстрела писателя.

 

Ровная речь

«Я — молод, здоров, силен и вынослив, и, если-бы я был против Республики, я плавал бы на данный момент по Черному морю: — это база моего дела к Республике и моих чувств. Мне никто не имеет права сказать, что он больше меня любит и соображает Россию. Революция — благословенна. Но — то филистерство, тупость, довольство, четверть фунта хлеба около красноватого стяга (все то же филистерство) — табак не по моему носу. Меня возмущает прислужничество этих дней».

Из письма Пильняка В. Я. Брюсову.

 

«Мне выпала горьковатая слава быть человеком, который идет на рожон. И еще горьковатая слава мне выпала — долг мой — быть русским писателем и быть добросовестным с собой и Россией»

Из рассказа Бориса Пильняка «Расплеснутое время», 1924 год.

 

 «Тяжело найти другого русского писателя, который бы сумел вызвать единовременно настолько противоречивые эмоции критиков. Кто-то его считает не обычным писателем революционной эры, а конкретно революционным писателем. Иная категория мыслит так, что реакция и управляет его руками. Не много кто имел неосторожность колебаться в таланте Пильняка. А вот его отношение к революции, порождало суровые сомнения».

Писатель Вячеслав Полонский о Борисе Пильняке.

 

Все это разгадаешь ты один…

Когда бессонный мрак вокруг клокочет,

Тот солнечный, тот ландышевый клин

Врывается во тьму декабрьской ночи.

И по тропинке я к для тебя иду,

И ты смеешься беспечным хохотом,

Но хвойный лес и камыши в пруду

Ответствуют каким-то странноватым эхом…

О, если сиим мертвого бужу,

Прости меня, я не могу по другому:

Я о для тебя, как о собственном, тужу,

И любому завидую, кто рыдает,

Кто может рыдать в этот ужасный час

О тех, кто там лежит на деньке оврага…

Но выкипела, не дойдя до глаз,

Глаза мои не освежила влага.

Анна Ахматова. Памяти Бориса Пильняка.

 

9 фактов о Борисе Пильняке

    Пильняк родился 29 сентября 1894 года по старенькому стилю, что в переводе на новейший стиль рассчитывается как 11 октября. Но сам Пильняк указывал собственный денек рождения как 12 октября, в который и отмечался праздничек.
    Псевдоним Пильняк писатель брал от украинского слова «Пильнянка» — пространство лесных разработок; обитатели харьковской деревни с сиим заглавием, где он бывал у собственного дяди живописца и реставратора Александра Ивановича Савинова, назывались «пильняками».
    В 1918 году Пильняк некое время жил в Коммуне анархистов, «чтоб позже написать про их очерк и совершенно почерпнуть любознательный материал».
    Собственный сборник рассказов с заглавием «Былье» (1920) Пильняк определял как первую книжку в РСФСР, в какой говорилось о революции.
    В Коломне сохранились два дома, имеющих отношение к писателю. В доме № 14 на улице Полянской он жил с родителями. В дом № 7 по улице Арбатской рядом с церквью Николы Посадского переселился, когда 1-ый раз женился, и прожил в нем семь лет. Сделанные тут произведения Пильняк отмечал пометкой в конце — «Коломна, Никола-на-Посадьях».
    По мемуарам Лидии Чуковской, Пильняк желал жениться на Анне Ахматовой и даже делал ей официальное предложение. Письмо Ахматовой к Сталину в 35 году посодействовали ей доставить по предназначению Лидия Сейфуллина и Борис Пильняк, который был лично знаком с секретарем Сталина Поскребышевым.
    16 июля 1936 года Анна Ахматова побывала в Коломне — она пробовала найти дом Бориса Пильняка. Поэтессу аккомпанировали Сергей Шервинский и Лев Горнунг. Они длительно гуляли по городку, осматривали кремль, но дом писателя отыскать не смогли. Остались памятные снимки, на которых Ахматова отдыхает на лавке на улице Арбатской. Сейчас рядом с местом, где посиживала поэтесса, установлена памятная доска с одним из ее «коломенских» стихотворений.
    Писатель был женат три раза. 1-ая супруга Мария Алексеевна Соколова была доктором в коломенской поликлинике. 2-ой супругой стала актриса Малого театра Ольга Сергеевна Щербиновская. Третьей — княгиня Кира Георгиевна Андроникашвили, режиссер и актриса.
    Отпрыск Пильняка от треьего брака Борис Андроникашвили, сценарист и историк, был вторым супругом актрисы Людмилы Гурченко и фактическим супругом Нонны Мордюковой. Гурченко родила от Андроникашвили дочь Марию.

 

Материалы о Борисе Пильняке

Борис Пильняк: Житие «на Посадьях»

Александр Ауэр. «Перед лицом вечности…»

Пильняк, Борис Андреевич на веб-сайте «Величавые исторические личности»

Пильняк, Борис Андреевич на веб-сайте biblioman.org

Статья о Борисе Пильняке в Википедии

 

Источник: polit.ru