Андрей Васенко

28 декабря 1899 года родился Андрей Васенко, конструктор стратостатов, член экипажа «Осоавиахим-1».

 

Личное дело

Андрей Богданович Васенко (1899—1934) родился в Петербурге в интеллигентной семье. Его отец Богдан Петрович Васенко был преподавателем Института Инженеров путей сообщения, мать Софья Эмильевна, бывшая учительница французского языка,

вела домашнее хозяйство и растила детей. Андрей был младшим ребенком в семье – у него были старшие сестры Татьяна и Софья и брат Петр.

Отец умер, когда Андрею было всего три года. Оставшись одна с четырьмя детьми на руках мать оставила казенную квартиру в Петербурге и переехала в Царское Село (ныне – город Пушкин), где жила ее родня. Жили на пенсию, выплачиваемую за мужа. Отчим выделил Софье Эмильевне небольшой участок и помог построить дом.

Мальчик рано проявил способности к учебе и осенью 1908 года был принят сразу на старшее отделение приготовительной школы Пушкаревой-Мальцевой. В школе давали уроки немецкого языка, французским занималась с ним сама мать.

Уже в августе 1910 года, отлично сдав вступительные экзамены, Андрей поступил в Императорскую Николаевскую мужскую классическую гимназию, на одно из бюджетных мест, которые в учебных заведениях подобного уровня оставлялись для неимущих, но одаренных учеников. В его ежегодных «Свидетельствах об успехах», как и в аттестате, были только отличные оценки.

Во время учебы в гимназии Васенко увлекается идеями К.Э. Циолковского, всерьез начинает интересоваться физикой. На это время пришлось бурное развитие авиации. В августе 1908 года на Волковом поле в Петербурге первый раз поднимается в небо созданный русскими дирижабль «Учебный». Летом 1910 года в царскосельской авиационной неделе принял участие первый летчик России М.Н.Ефимов,  а осенью того же года в небе над Царским Селом появляется гордость отечественного дирижаблестроения – дирижабль «Кречет».

В марте 1918 года Андрей Васенко окончил гимназию с золотой медалью и в том же году женился на Вере Левиной, выпускнице Мариинской женской гимназии, которая была подругой одной из его сестер. Молодую жену привел в дом матери. Позже у пары родился сын Владимир. Несмотря на опасения матери, что ранняя женитьба помешает поступлению в институт, Андрей Васенко с блеском сдает экзамены и становится студентом Ленинградского института инженеров путей сообщения — старейшего в России технического вуза. На тот момент там еще не было факультета, который специально занимался бы воздушным транспортом, однако с 1908 года существовал кружок воздухоплавания, созданный по инициативе известного инженера Н.А.Рынина. В 1909/1910 учебном году началось чтение общего курса воздухоплавания и курса двигателей внутреннего сгорания для автомобильного дела и воздухоплавания, что больше всего интересовало Васенко. Однако приступить к  учебе ему не удалось.

В 1918 году началась Гражданская война, и Андрей пошел добровольцем в Красную Армию. Сначала он попал в железнодорожную роту под Петроградом, что давало возможность изредка навещать домашних, затем был переведен на восточный фронт, где участвовал в боях за Тобольск.

Демобилизовавшись в конце 1920 года Васенко возвращается домой и сразу зачисляется без экзаменов, как бывший студент, в ИИПС, в котором к этому моменту уже открыли воздушный факультет. Ездил на учебу в Петроград, ежедневно тратя на эти поездки по 4-5 часов, поскольку в годы разрухи поезда и трамваи ходили плохо. Чтобы прокормить жену с маленьким ребенком, устроился преподавателем естествознания в бывшую Николаевскую мужскую гимназию, в которой когда-то учился сам. Однако вскоре стало понятно, что совмещать преподавание с напряженной учебой в институте не получается, и на «семейном совете» было решено, что Андрею следует оставить работу и сосредоточиться на учебе. С этого времени основным источником доходов для него становится репетиторство.

В 1927 году Васенко окончил институт и стал преподавателем технической школы Военно-Воздушных Сил. В марте 1929 года он поступает на работу в знаменитую Павловскую (Слуцкую) метеорологическую и магнитную обсерваторию, основанную еще в 1870-х годах великим князем Константином Николаевичем. В начале 1930-х годов она была переименована в Аэрологический институт. Директором института был профессор П.А.Молчанов, у которого Васенко учился еще в ИИПСе. Вместе с профессором Н.И.Рыниным они были руководителями его дипломной работы.

В обсерватории Васенко проработал четыре года. После командировки в Крым осенью 1930 года для работы по исследованию бризов, его назначают ученым специалистом Аэрологического института, а через 4 месяца – зам. директора. Всего за два года он прошел путь от научно-технического сотрудника до второго по служебной иерархии человека в институте. Затем работал в Институте аэрофотосъемки, в Научно–исследовательском институте Гражданского воздушного флота. Преподавал аэрологию в альма-матер — Ленинградском институте инженеров путей сообщения.

Несмотря на огромную загруженность, успевал заниматься альпинизмом, теннисом, музыкой и фотографией.

Еще в 1927 году Андрей Васенко разработал проект воздушного корабля для исследования высоких слоев атмосферы и защитил диплом «Перспективы исследования атмосферы при помощи дирижабля». В 1930-1932 годах он производит постройку и испытание специальных типов аэростатов. В конце 1931 года при Ленинградском областном Осоавиахиме (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) было создано Бюро воздушной техники, сплотившее инженеров для создания высотного стратостата «Осоавиахим – 1»,  главным конструктором которого стал Васенко.

В бригаду вошли инженер Е.Е. Чертовский, занимавшийся конструированием гондолы, инженер К.С. Кирпичников, осуществлявший вместе с Васенко расчет оболочки и такелажа, и техники-конструкторы Чепик и Лутохин. Проектные разработки консультировал известный специалист в области воздухоплавания профессор Н.А. Рынин. Расчет полета производился инженером П.Ф. Федосеенко. Руководство научной программой полета осуществлял академик А.Ф. Иоффе.

В 1932 году проектирование стратостата было закончено. В Осоавиахиме Андрей Васенко вместе с конструктором Павлом Федосеенко создал всесоюзный денежный фонд «Штурм стратосферы», который поддержал Константин Циолковский. Началась активная работа над созданием аэростата, а также над разработкой приборов, которыми он должен быть оснащен.

30 мая 1933 года постройка стратостата была закончена. И уже на 28 июля 1933 года был назначен тренировочный полет, который прошел успешно. Впервые стратонавты увидели Ленинград, Финский залив и Кронштадт с высоты 3000 метров.

В конце 1933 года аэростат переправили из Ленинграда в Москву на аэродром в Кунцево. На три места в кабине «Осоавиахим-1» претендовали одиннадцать человек. В итоге экипаж был сформирован из Андрея Васенко, Павла Федосеенко и Ильи Усыскина, который специально для этого полета разработал компактную камеру Вильсона, предназначенную для улавливания космических лучей в стратосфере.

Стартовав в 9 часов утра 30 января 1934 году, уже к 10 часам стратонавты достигли отметки 19000 метров над уровнем моря, то есть наивысшей высоты, ранее покоренной их предшественниками на «СССР-1».

«»Говорит Сириус! Говорит Сириус!» – неслось из облачной дали. Стратонавты рапортовали проходившему в те дни XVII съезду партии о покорении рекордной высоты – 20 км. С 20-километровой высоты голос маленькой рации едва слышен, но каждое слово сейчас же подхватывают мощные радиостанции Москвы. Экстренные сообщения о полете стратостата несутся над материками и океанами».

Около полудня радист принял последнее сообщение: «Алло! Говорит «Сириус»! Временно прекращаем прием и передачу, для того чтобы включить патроны для поглощения углекислоты». Затем связь со стратонавтами прервалась, и об их судьбе несколько часов ничего не было известно.

Посадку стратостата ожидали в районе Коломны – именно там приземлился стратостат «СССР-1». Но «Осоавиахим – 1» был обнаружен совершенно в другом месте —  в Инсарском районе Мордовской области. Аппарат упал около деревни Потиж-Острог. В разбитой гондоле были обнаружены тела трех стратонавтов.

1 февраля за мужество и самоотверженность, проявленные в деле освоения стратосферы, Васенко, Федосеенко и Усыскин были посмертно награждены орденами Ленина.

2 февраля 1934 года урны с прахом стратонавтов были захоронены в Кремлевской стене. Урны лично несли Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов и Иосиф Сталин.

 

Чем знаменит

 

Андрей Васенко. 1918
tsarselo.ru

Полет стратостата «Осоавиахим-1» установил новый рекорд высоты — 21 946 м. До этого никому в истории человечества на такую высоту подняться не удавалось.

Но этот рекорд и стал причиной гибели воздухоплавателей, которых назвали «русскими Икарами». Превышение предельной безопасной высоты полета для этого аппарата (около 20,5 км) стало причиной перегрева на солнце оболочки стратостата — нагревающее действие солнечных лучей оказалось очень большим, так как им не приходилось проходить через толщу атмосферы и терять в ней энергию. Слишком большой сброс нагретого газа, необходимый для снижения, в итоге сказался на скорости спуска.

После того, как стратостат перестал нагреваться солнцем, оставшегося объема газа стало не хватать и снижение стало слишком быстрым. Когда скорость падения достигла критической, часть креплений оборвалась, и гондолу начало сильно бросать в разные стороны и крутить. Стратонавты сразу оказались в очень тяжелом положении: выбраться из кабины было невозможно, а сильные броски ударяли их о стенки кабины и о подвешенные к стенкам приборы. Предположительно, из-за полученных тяжелых повреждений все они быстро потеряли сознание. Через некоторое время броски кабины и рывки оборвали оставшиеся крепления, и оторвавшаяся от оболочки на высоте около 2 км от земли гондола с наблюдателями упала и с огромной силой ударилась о землю.

Сохранились записи, сделанные Андреем Васенко. Он записывал все, что происходило со стратонавтами. Именно на основе этих записей экспертная комиссия смогла сделать выводы об их гибели. Из записей видно, что в 12 ч. 33 м. «Осоавиахим-1» достиг высоты 22 километра и в 12 ч. 45 м. пошел на медленное снижение. Но тогда стратостат был еще в норме. В 16 ч. 07 минут имеются его записи о бодром состоянии членов команды и целом ряде произведенных ею измерительных работ. Последняя запись в бортовом журнале была сделана на высоте 12 км в 16 ч. 10 м.

По докладу специальной  комиссии по расследованию катастрофы, именно 16 ч. 10 м. надо считать началом катастрофы стратостата, а 16 ч. 21 м. — ее концом.

Часы Андрея Васенко, остановившиеся во время катастрофы, показывали  16:21.  

 

О чем надо знать

Изначально новый стратостат «Осоавиахим-1» планировали запустить одновременно с другим стратостатом – «СССР-1», но этого не случилось. По версии некоторых историков, это был политический шаг со стороны Сталина. Ведь два стратостата противостояли друг другу в борьбе за лучшее техническое оборудование. При этом противостояли не только стратостаты, но города. «Осоавиахим-1» создавался в Ленинграде, а «СССР-1» — в Москве. «СССР» строился по линии ВВС по государственному заказу, а его ленинградский аналог создавался общественной организацией при поддержке С.М Кирова.

Эта борьба городов перекликалась и с внутриполитической борьбой между партийными лидерами РКП(б): Сталиным и Кировым.

К моменту старта стратостат «Осоавиахим-1» не был полностью готов к полету в стратосферу. Он имел массу обнаруженных приемной комиссией недочетов и не имел хорошего технического оборудования, из-за чего в экстренной ситуации стратонавты не могли спастись. Однако устранить выявленные недочеты конструкторы не успели.

Сталин хотел установить новый мировой рекорд, побить ту высоту, которую достиг «СССР-1». Изначально полет стратостата был запланирован на весну 1934 года, но в связи с тем, что в конце января открывался  XVII съезд ВКП(б)  – «съезд победителей» (он же известен как «съезд расстрелянных»), старт перенесли на 30 января 1934 года.

На похоронах стратонавтов присутствовали все делегаты «съезда победителей» в полном составе.

 

 

Прямая речь

О старте Осавиахима-1: «По краям взлетного поля вспыхнули прожекторы. На освещенном снегу разложили брезент, 50 красноармейцев вынесли из склада завернутую в полотнище оболочку, развернули ее в виде огромного серебристого круга. В петлях на краях оболочки красноармейцы продернули поясные веревки: 140 красноармейцев — по двое к каждой поясной веревке. «Дать газ», — раздалась команда. По оболочке побежали волны, она начала медленно расти. Красноармейцы крепко держали веревки. На поле собрались журналисты, члены государственной комиссии. И вот показались стратонавты, одетые в специальные комбинезоны с электрообогревом. Они шли спокойно, кивая знакомым. Такими они и остались в памяти присутствовавших, с немного усталыми, тревожными и в то же время счастливыми лицами».

Сообщение о гибели стратостата, зачитанное на утреннем заседании XVII съезда ВКП(б) 31 января 1934 года: «30 января, между 15 час. 30 мин. и 17 час. дня, в Инсарском районе Мордовской области, около села Потижский Острог, в 8 км южнее станции Кадошкино, Московско-Казанской железной дороги, упал стратостат «Осоавиахим № 1». Оболочка от удара оторвалась и улетела. В гондоле обнаружены трупы участников полета — товарищей Федосеенко, Васенко и Усыскина. Из опросов очевидцев установлена следующая картина аварии: при падении стратостата оболочка оборвалась и при этом были слышны два взрыва. На месте обнаружены три трупа погибших товарищей, лежавшие в гондоле, один изуродованный до неузнаваемости. Все предметы и приборы, находившиеся в гондоле, разбиты. На место катастрофы для расследования выехала специальная комиссия».

 

Вы поняли, жалкие люди,

Поэты, предтечи меня.

Разбились холодные груди,

Разбилася мелких броня.

Свое я исполнил желанье,

Мне слава за это горит,

Заглохли последних рыданья,

Я славой лавровой увит.

(Андрей Васенко, 1914 год (14 лет) Царское Село)

 

8 фактов об Андрее Васенко

    Андрей Васенко родился в ночь с 27 на 28 декабря 1899 года. Позже в семье шутили: «… Не дождался трех дней до нового века».
    В 13 лет Васенко начал издавать рукописный журнал «Молодое», который выходил до 1915 года. Позже увлекся литературой, стал сочинять стихи. Создал 3 стихотворных сборника: «Недосказанное», «Отголоски» (1913), «Окно миру» (1915).
    Васенко активно занимался спортом. Он был капитаном футбольной команды Николаевской мужской гимназии.
    Еще одним увлечением Васенко было пение. Мать мечтала видеть его на сцене (сестра Соня уже училась пению серьезно). По семейным воспоминаниям, мальчика возили на прослушивание к известному певцу Мариинского театра, который сказал Софье Эмильевне: «…Если у Вашей дочери голос «на тысячу», то у этого молодого человека «на весь миллион». Надо серьезно заниматься, и карьера оперного певца ему обеспечена».  Однако, несмотря мольбы матери, Андрей решил пойти по стопам отца и стать инженером.
    Дом Васенко на ул. Оранжерейной 59А в городе Пушкине был снесен в 1967 году. На его месте выстроен большой многоквартирный дом №55.
    В память об Андрее Васенко, Павле Федосеенко и Илье Усыскине, погибших при установлении рекорда высотного полета на стратостате «Осоавиахим-1», на вокзальной площади города Саранск в Мордовии установлен памятник «Героям-стратонавтам».
    Именем Андрея Васенко названы улицы в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Павловске, Саранске и Челябинске.
    В Москве в память о погибших героях назван проезд Стратонавтов.

 

Материалы об Андрее Васенко:

А.Б.Васенко: Жизнь, творчество, судьба. М. А. Мощеникова.

Васенко Андрей Богданович

Жизнь и смерть стратонавта Васенко или Царскосельский Икар

Стратостат. Полет в стратосферу. Герои неземных стихий.

Великое достижение и большая трагедия 30 января 1934 г.

Статья об Андрее Васенко  в Википедии

Источник: polit.ru