Александр Бородин

12 ноября (31 октября) 1833 года родился Александр Бородин, автор, химик и медик, участник «Могучей кучки», родоначальник российской эпической симфонии.

Личное дело

Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887) родился в Санкт-Петербурге от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Гедианова (Гедеванишвили) и 25-летней солдатской дочери Авдотьи Антоновой. При рождении был записан отпрыском крепостного слуги князя — Порфирия Бородина, став автоматом крепостным. Незадолго до погибели, в 1840 году, князь подписал отпрыску свободную и купил четырехэтажный дом для него и его мамы, которую выдал замуж за военного доктора Клейнеке. Незаконнорожденного мальчугана представляли как племянника Авдотьи Константиновны.

Из-за происхождения Бородин не мог поступить в гимназию и проходил обучение на дому.

В девятилетнем возрасте написал свое 1-ое музыкальное произведение, посвятив его собственной тогдашней любви — девице по имени Лена. «Саше приходилось, танцуя с нею, обымать ее колени, далее роста его не хватало. Но как ревновал он ее, когда она плясала с иными! В честь ее он тогда же сочинил польку Helene», — вспоминала потом его супруга, пианистка Екатерина Бородина (Протопопова). В 14 лет Бородин сделал 1-ое суровое музыкальное произведение — концерт для флейты и фортепиано с оркестром (1847, утрачен). Уже через два года в петербургских газетах писали: «Особого внимания заслуживают сочинения одаренного шестнадцатилетнего композитора Александра Бородина… Мы тем охотнее приветствуем это новое национальное дарование, что поприще композитора начинается не польками и мазурками, а трудом положительным, отличающим в сочинении узкий эстетический вкус и поэтическую душу». Сам Бородин при всем этом больше тяготел к химии: его комната была уставлена пробирками, горелками и иными приспособлениями для опытов.

Мама с помощью взятки записала отпрыска в купечество, что позволило ему окончить гимназию и продолжить образование в институте. В летнюю пору 1850 года Бородин сдал на непревзойденно выпускные экзамены, а в сентябре семнадцатилетний «негоциант» поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию, которую закончил в 1856 году. Наряду с медициной продолжал заниматься химией. Его учителем был Николай Зинин — академик, 1-ый президент Российского физико-химического общества. Зинин на публике заявлял, что лицезреет в Бородине собственного преемника.

Опосля окончания медакадемии в марте 1857 года был назначен ординатором военно-сухопутного лазарета, где познакомился с офицером Модестом Мусоргским, находившимся там на лечении. В 1858 году получил степень доктора медицины.

Для научного усовершенствования юный ученый был ориентирован в Европу. В 1859—1862 годах побывал в Германии, Франции, Италии. В германском Гейдельберге познакомился и сдружился с Дмитрием Менделеевым. К тому времени Бородин уже был создателем нескольких романсов, инструментальных пьес и ансамблей, некие из его произведений были даже изданы. В Германии Бородин сочинил фортепьянное трио, струнный секстет, струнный квинтет, которые охотно исполнялись на музыкальных вечерах. При всем этом к музыкальным занятиям он относился как к увлечению, ставя во главе угла науку. Кроме Менделеева в Гейдельберге он познакомился с юный столичной пианисткой Екатериной Протопоповой. Когда ей из-за астмы пригодился срочный переезд в Италию, Бородин аккомпанировал ее уже в качестве жениха. В 1862 году они возвратились в Россию: жена на 1-ое время осталась у родителей в Москве, Бородин же поехал в Петербург, где был принят на кафедру химии в Медико-хирургической академии. В том же году свел знакомство с композитором Милием Балакиревым и вошел в его кружок, получивший потом заглавие «Могучая кучка». Кроме Балакирева в кружок входили Цезарь Кюи, Николай Римский-Корсаков и Модест Мусоргский. Опосля общения с этими музыкантами «Александр Порфирьевич совсем переродился музыкально — вырос на две головы, заполучил то в высшей степени оригинально-бородинское, чему постоянно приходилось удивляться и восторгаться, слушая с этих пор его музыку», — вспоминала его супруга. Балакирев внушил Бородину идея о необходимости написания симфонии. Работа над сиим произведением шла урывками и длилась около 5 лет. В 1869 году 1-ая симфония была исполнена под управлением Балакирева.

С 1863 года Бородин — доктор на кафедре химии в Лесной академии, в 1868 году он — один из учредителей Российского хим общества. В 1874 году назначен управляющим хим лаборатории, в 1877 году избран академиком Медико-хирургической академии.

В протяжении 1887 года не один раз сетовал на боли в сердечко. В феврале, во время масленицы, Бородин, отправившись к друзьям в гости, в один момент ощутил себя плохо и скоропостижно скончался от инфаркта в возрасте 53 лет. Похоронен на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга.

 

Чем известен

 

Александр Бородин

Бородин-музыкант в собственных произведениях ведает о величии российского народа, патриотизме и свободолюбии. Его сочинения совмещают внутри себя эпическую широту и мужественность. Его основным произведением считается опера «Князь Игорь» — государственный геройский эпос, над которым он работал в течение 18 лет, так и не завершив произведение. Уже опосля его погибели оперу дописали и сделали инструментовку Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Она была поставлена в 1890 году в Мариинском театре, имела большенный фуррор и была признана одним из шедевров русского оперного искусства.

Бородин-ученый написал наиболее 40 работ по химии. Посреди остального он изобрел новейший метод получения бромзамещенных жирных кислот, в первый раз в истории получил фтористый бензоил, сразу с сочинением собственной первой симфонии он разрабатывал пути исследования уплотненных альдегидов, отыскал способ определения азота в органических соединениях и сконструировал устройство, измеряющий количество азота.

О чем нужно знать

Бородин интенсивно выступал за создание и развитие способностей получения дамами высшего образования. Был одним из организаторов и преподавателей Дамских докторских курсов.

В период опосля убийства правителя Александра II употреблял собственный авторитет для защиты студентов от политических преследований властей.

Ровная речь:

«Работать на музыкальном поприще мне практически не приходится. Если и есть время от времени физический досуг, то недостает нравственного досуга — спокойствия, нужного для того, чтоб настроиться музыкально. Голова не тем занята.

Когда я болен так, что сижу дома, ничего «дельного» созодать не могу, голова трещит, глаза слезят, через любые две минутки приходится лазить в кармашек за платком — я сочиняю музыку. Сегодня я дважды в году был болен схожим образом, и оба раза болезнь разрешилась возникновением новейших кирпичиков для строения будущей оперы. Написал большенный марш «Половецкий», выходную арию Ярославны, «Плач Ярославны», дамский хорик в половецком лагере, кое-что для танцев (восточных, потому что половцы все-же восточный люд). У меня накопилось много материалов и даже готовых нумеров, оконченных и округленных (к примеру, хоры, ария Кончаковны и проч.). Но когда мне получится все это окончить?..» — Из письма исполнительнице и пианистке Любови Кармалиной в апреле 1875 года.

«Бородин сочинил в количественном отношении мало, еще наименее иных собственных товарищей, но произведения его, практически все без исключения, носят печать полного развития и глубочайшего совершенства. Слабеньких меж ними нет. Слабее остальных оказываются разве лишь его сочинения для камерной музыки, струнные квартеты, да и тут некие отдельные части являются произведениями большого таланта. Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе. Главные свойства его — исполинская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с замечательной страстностью, нежностью и красотой. Смешной и декламационный элемент, юмор столько же характерны таланту Бородина, как Даргомыжскому и Мусоргскому». — В. В. Стасов «Александр Порфирьевич Бородин».

4 факта о Александре Бородине

    В сентябре 1860 года совместно с Зининым и Менделеевым участвовал в именитом международном конгрессе химиков в Карлсруэ, на котором были даны были определения понятиям «атом» и «молекула», также признаны так именуемые. «новейшие» атомные массы, установленные французским химиком Жераром.
    Бородин нередко выезжал на международные научные конгрессы и длительно работал за границей, где его отлично знали. Его статьи печатались в итальянских, германских и французских научных журнальчиках. Позже, когда он выезжал за предел уже как музыкант, его воспринимали за другого Бородина, не предполагая, что химик и автор — одно и то же лицо.
    Жена Бородина Екатерина Сергеевна из-за астмы плохо переносила климат Петербурга, и в осеннюю пору обычно уезжала в Москву к родственникам. Ворачиваясь к супругу она лишь в зимнюю пору, когда стояла сухая морозная погода. Во время астматических приступов супруг был для нее и доктором, и сиделкой.
    Хотя огромную часть собственной жизни Бородин предназначил науке, более широкую мировую известность он получил как автор. Его произведения имели огромное значение для интернационального признания российской культуры.

 

Материалы о Александре Бородине:

Статья о Александре Бородине в Википедии

В. В. Стасов «Александр Порфирьевич Бородин»

Биографические справки на «Хроносе»

Биография на Funeral-spb.ru

Источник: polit.ru