Автомобилиста лишили прав за чужое нарушение. Так вообще бывает?

О неожиданном лишении водительских прав за чужое нарушение рассказал Autonews.ru автомобилист из Пскова Павел Костин. Он случайно зашел на почту и получил там письмо из мирового суда — из-за ошибки в адресе оповещения о документе до Костина не доходили. Из документов следовало, что 22 марта он в нетрезвом виде ездил по Пскову за рулем автомобиля ВАЗ 21053, за что его и наказали. Только вот сам водитель уверяет: в этот день он был в своем загородном доме, где проживет постоянно, а машина у него совсем другая. Пришлось срочно отправляться в мировой суд и знакомиться с материалами уже рассмотренного в его отсутствие дела.

Согласно полученным материалам (имеются в распоряжении Autonews.ru), в 19:35 Костина остановили для проверки инспекторы ГИБДД. Заподозрив, что водитель нетрезв, предложили пройти медосвидетельствование на месте в присутствии понятных. Костин якобы согласился, и факт опьянения был подтвержден. Суд состоялся без самого водителя, там его лишили прав на полтора года и оштрафовали на 30 000 рублей.

«На чеке от алкотестера, протоколах стоят не мои подписи, — утверждает Костин. — А вот личные данные, такие как имя и фамилия, год рождения, номер водительских прав и дата их выдачи — все это совпало. Адрес псковской прописки тоже мой, только вот в номере квартиры ошибка, поэтому никаких извещений я и не получал. Номер мобильного телефона указан тоже не мой. Поэтому, когда «мне» приходили четыре оповещения о судебных заседаниях, я их, конечно же, не получал. Если бы это был просто однофамилец, было бы проще все это оспорить, но теперь я уже начинаю сомневаться».

По теме:

Статьи
30 мая 2019

Двойные права: как мошенники ездят и нарушают с чужими документами

Статьи
11 июля 2019

Приходят чужие штрафы: в ГИБДД объяснили, что делать

Странное наказание стало не единственным открытием автомобилиста. Когда он для интереса решил набрать указанный в протоколе номер, оказалось, что он записан в его телефонной книге. Это оказался телефон руководителя строительной компании, где Костин работал около пяти лет.

«У него был доступ ко всем моим данным, поскольку я сдавал компании в аренду свой автомобиль по договору, копии моих паспорта и прав у него были, — поделился своим расследованием автомобилист. — Только непонятно, как он смог их использовать: мы с ним не очень похожи, сам документ я не терял. Возможно, он просто изготовил «пластик» и туда вставил мои данные. Тогда это объясняет несколько других странных штрафов, которые я получал раньше, — таких, которые составляют инспекторы ГИБДД лично за превышение скорости. Мне их было проще оплатить, чем разбираться. Получается, он и раньше мог пользоваться моими документами».

Свою теорию автомобилист решил проверить через знакомых. Выяснилось, что этого человека уже лишили прав за нетрезвое вождение. Также Костина предупредили, что, вполне возможно, скоро он получит извещение о новом ДТП, которое оформили опять на его имя.

«Пока получается, что после того, как моего знакомого лишили прав, он стал пользоваться моими данными, с места второй аварии он вообще уехал — это означает, что у меня могут быть новые проблемы, — рассуждает Костин. — Не удивлюсь, если у него есть права и данные других моих коллег, потому что автомобили ему в пользование сдавали многие. Как получилось так, что инспекторы несколько раз не смогли определить, что права поддельные, для меня большая загадка. Может, качественный документ, но могут быть и коррупционные варианты. Но для меня теперь главная проблема — это то, как доказать, что за рулем был не я. Ведь тогда был выходной, я живу со своей семьей в загородном доме в 25 км от города, никто к нам не приезжал. Сомневаюсь также, что меня видели соседи, ведь дачный сезон тогда еще не открывали».

Тем не менее Костин намерен бороться за возврат прав до конца — он работает в городе и без машины просто не сможет туда доехать. 

«Я работаю в компании по продаже инженерной сантехники, езжу в офис каждый день. Чтобы дойти до автобусной остановки, мне надо пройти 5 км по лесу и потом еще час ехать на общественном транспорте. Только в одну сторону мне добираться не меньше двух часов, — объяснил водитель. — Поэтому буду доказывать свою невиновность. Правда, тут получается мое слово против слова инспектора. На понятных надежды нет — вдруг они вообще ехали в той машине. Может быть, велась видеозапись, но в ГИБДД мне рассказывать о том, есть ли у них съемка, отказались, потому что дело и материалы уже ушли в суд. К тому времени запись может исчезнуть».

Что делать, если оказались в похожей ситуации

Адвокат Александр Леманн первым делом советует владельцу скомпрометированных прав заменить документ — это обезопасит его от других подобных ситуаций. Ведь по данным самого автомобилиста нарушитель до сих пор пользуется его личными данными. Далее необходимо восстановить сроки обжалования протокола, поскольку автомобилист не был извещен должным образом о предстоящем суде.

«Когда дело будут рассматривать заново, крайне важно, чтобы в суде допросили всех свидетелей: составившего протокол инспектора ГИБДД и понятных, — объяснил адвокат. — У этих людей надо выяснить, похож ли подсудимый на того человека, который ехал за рулем. Показания этих трех людей крайне важны. Если они даже не смогут точно сказать, тот это человек или нет, любые неустранимые сомнения суд должен трактовать в пользу обвиняемого. Явиться на заседание по закону обязаны все свидетели».

Эксперт советует всем попавшим в такую ситуацию водителям собирать все возможные доказательства того, что они в момент совершения нарушения находились в другом месте. Это могут быть данные биллинга, записи с камер наблюдения, показания соседей. Не лишним, по мнению адвоката, будет и дополнительное обращение в полицию по факту незаконного использования персональных данных. «Пусть в полиции дадут оценку ситуации, тем более этот автомобилист уже нашел подозреваемого. Если злоумышленника найдут и докажут его вину в суде, с него можно будет взыскать все расходы, в том числе судебные», — объяснил Леманн.

Целую пошаговую инструкцию для потерпевших водителей составила по просьбе Autonews.ru адвокат, эксперт ЦОП «Бизнес против коррупции» при уполномоченном при президенте России по защите прав предпринимателей Ольга Чумакова. В 2019 г. она смогла доказать невиновность своего супруга, которого лишили прав за пьянство за рулем, хотя он находился в момент нарушения за границей.

«В протоколе указан чужой номер телефона и неправильный адрес. Таким образом получается, что водитель никак не мог получить уведомления о вручении искового заявления и о том, что в его отношении ведется административное производство. А если человек не уведомлен, значит он автоматически лишен права на защиту — это основной пункт, на который может ссылаться потерпевший, и судья при рассмотрении заявления о восстановлении сроков обжалования должен это учесть».

Дальше эксперт также советует тщательно собирать все доказательства в свою пользу. Первым делом стоит обратиться к своему сотовому оператору и запросить у него данные о том, где находился мобильный телефон водителя в момент, когда остановили нарушителя. Это требование законно. Далее необходимо получить свидетельские показания, даже если их дадут члены семьи, включая детей. Важно в качестве свидетеля вызвать в суд и человека, за которым записан указанный номер телефона. Также Чумакова предлагает в качестве одного из вариантов защиты заказать почерковедческую экспертизу — в том случае, если использовавший чужие документы человек был вынужден от руки написать свои объяснения. В Москве это довольно дорогая услуга, за ускоренную процедуру она обойдется примерно в 50 тыс. рублей, однако в регионах стоимость может оказаться гораздо ниже.

Эксперт не верит в вероятность того, что номер знакомого в протоколе Костина оказался по случайности. Она советует не затягивать с обжалованием, поскольку обладатель поддельных прав может доставить куда больше проблем. «Такой водитель может устроить серьезное ДТП, кого-то сбить и причинить серьезный вред, разбираться будет еще сложнее. Если у водителя, к примеру, нет возможности обжаловать решение суда с помощью юриста, ничего страшного, можно подать документы самому. Главное — составить четкий план действий и собрать аргументы в свою защиту».

Autonews.ru будет следить за развитием событий.

Источник: autonews.ru